02.11.2010



Судья Терентьева Ю.Н. 33-3380

21 октября 2010 года

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Ворончихина В.В., судей Кирсановой В.А., Сидоркина И.Л.,

с участием прокурора Шибановой Н.Е.,

при секретаре Шкляевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кирове дело по кассационному представлению прокурора Советского района, кассационным жалобам Красных А.Я., Целищевой В.М. на решение Советского районного суда Кировской области от 08 сентября 2010 года,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Советского района обратился в суд с иском в интересах Красных А.Я. к администрации муниципального образования Советское городское поселение о признании незаконным отказа в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на данный учёт, указав, что постановлением главы администрации гор.Советска от 17.06.2010 года Красных А.Я., являющейся вдовой участника ВОВ, отказано в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное постановление вынесено на основании решения комиссии по постановке на учёт граждан на улучшение жилищных условий от 16.06.2010 года. Данная комиссия, при принятии решения, исходила из того, что с 27.02.2001 года Красных А.Я. была зарегистрирована и проживала по адресу: гор.Советск, ул.<адрес> в благоустроенной квартире общей площадью 46,1 кв. м. Жилищные условия по указанному месту жительства Красных А.Я. соответствовали требованиям ст.50 Жилищного Кодекса РФ. 25.05.2010 года Красных А.Я. была снята с регистрационного учёта по данному месту жительства и зарегистрирована в доме №<адрес> по ул.<адрес> гор.Советска. 15.06.2010 года Красных А.Я. подала заявление в администрацию города о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. По мнению комиссии, Красных А.Я. намеренно ухудшила свои жилищные условия, и в соответствии со ст.53 ЖК РФ может быть поставлена на учёт не ранее чем через 5 лет после совершения указанных действий. В ходе прокурорской проверки установлено, что квартира №<адрес> в доме №<адрес> по ул.<адрес> гор.Советска принадлежит дочери Красных А.Я. - Целищевой В.М., которая длительное время проживает и зарегистрирована в доме №<адрес> по ул.<адрес> гор.Советска. Действительно, до апреля 2010 года Красных А.Я. проживала в квартире дочери по ул.<адрес>, но в апреле 2010 года состояние Красных А.Я. резко ухудшилось, поэтому проживать одна, без соответствующего ухода, она не могла. Поэтому Целищева В.М. вынуждена была перевезти свою мать Красных А.Я. в дом № <адрес> по ул.<адрес> для того, чтобы осуществлять за ней постоянный уход и лечение. В связи со сменой места проживания 25.05.2010 года Красных А.Я. зарегистрировалась по фактическому месту жительства по ул.<адрес>. Регистрация Красных А.Я. по фактическому месту жительства, по мнению прокурора, не может, расцениваться, как намеренное ухудшение жилищных условий и являться основанием для отказа в постановке на учёт Красных А.Я., как вдовы участника ВОВ, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Поскольку решение комиссии администрации гор.Советска нарушает права 84-летней Красных А.Я., как вдовы участника ВОВ, нуждающейся в улучшении жилищных условий, гарантированные ей федеральным законодательством, просит данное решение и постановление главы администрации гор.Советска признать незаконным и обязать администрацию города поставить Красных А.Я. на учёт с 17.06.2010 года.

Решением Советского районного суда от 08 сентября 2010 г. в иске прокурору Советского района в интересах Красных Антонины Яковлевны к администрации муниципального образования Советское городское поселение о признании незаконным отказа в постановке Красных А.Я. на учёт нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить её на данный учёт отказано, в связи с тем, что истица не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

С решением не согласен прокурор Советского района, в кассационном представлении приведены доводы об имеющихся основаниях для постановки Красных А.Я. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, указывает, что районным судом при вынесении решения не учтено, что Красных А.Я. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, которое признано непригодным для проживания, но этому обстоятельству суд не дал надлежащей оценки, просит решение суда отменить и исковые требования прокурора удовлетворить.

В кассационных жалобах Красных А.Я. и Целищева В.М. полагают, что суд неправильно истолковал закон, выводы суда несоответствуют обстоятельствам дела, приводят доводы об имеющихся основаниях для постановки Красных А.Я. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, указывают на отсутствие своего жилья у вдовы ветерана ВОВ. Просят об отмене решения, удовлетворении иска.

В возражениях на кассационное представление и жалобы представитель администрации Советского городского поселения Прохваткин А.И. считает решение суда законным и обоснованным.

Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Сидоркина И.Л., прокурора Шибанову Н.Е., третье лицо на стороне истца - Целищеву В.М., поддержавших доводы представления и кассационной жалобы, изучив материалы дела, доводы представления и кассационных жалоб, возражений на кассационное представление и жалобы, приходит к следующему.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, закон предусматривает обеспечение жильем в качестве меры социальной поддержки лиц, указанных в законе, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяется законодательством субъектов РФ.

Согласно ч.1 ст.6, ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч.2 ст.5 Закона Кировской области от 4 мая 2007 года «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Кировской области по договорам социального найма» в целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки на учет применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная органом местного самоуправления по месту постоянного жительства гражданина, претендующего на признание нуждающимся в жилом помещении.

Из материалов дела следует, что Красных А.Я., 1926 года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны, до мая 2010 года она одна проживала в благоустроенной 2-хкомнатной квартире площадью 46,1 кв.м по адресу: гор.Советск, ул.<адрес> Собственником данной квартиры является дочь истицы - Целищева В.М., которая проживала и в настоящее время проживает по адресу: г.Советск ул.<адрес>

В марте 2010 года Красных А.Я. обратилась в администрацию города с заявлением о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако ей в этом было отказано на основании ч.4 ст.50 ЖК РФ, поскольку обеспеченность истицы жилым помещением значительно превышала учётную норму - 9 кв.м, установленную в Советском районе постановлением главы администрации Советского района от 21.03.2008 года № 117.

В мае 2010 года Красных А.Я., в связи с ухудшением состояния здоровья (перелом руки), переехала на постоянное жительство в дом внука - Целищева В.В. по адресу: гор.Советск, ул.<адрес>, общей площадью 37,9кв. м, где стала проживать вместе с внуком и дочерью Целищевой В.М.

15.06.2010 года Красных А.Я. вновь обратилась в администрацию города с заявлением о постановке её на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в качестве основания для постановки её на учёт было представлено постановление главы администрации Советского района №506 от 02.06.2010 года, согласно которому жилое помещение, находящееся по адресу: гор.Советск, ул.<адрес> признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодным для проживания граждан.

Администрация города Советска отказала Красных А.Я. в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, обосновав свой отказ намеренным ухудшением своих жилищных условий Красных в мае 2010 года.

Суд первой инстанции, согласившись с доводами администрации Советского района, отказал прокурору в удовлетворении иска в защиту Красных А.Я., при этом суд сослался в своем решении на ст.51 и 53 ЖК РФ, полагая, что Красных А.Я. ухудшила свои жилищные условия переехав из квартиры, принадлежащей её дочери - Целищевой В.М. в дом внука - Целищева В.В. Кроме того, суд посчитал, что при определении того, имеются ли основания для принятия на учёт Красных А.Я., следует учитывать все жилые помещения, которые имеются как у истицы, так и у членов её семьи, то есть должна браться в расчёт и квартира члена её семьи -дочери Целищевой В.М.

Конституция Российской Федерации в ст.40 провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Это право означает возможность иметь жилище, пользоваться им на условиях, установленных законом, а также распоряжаться им в установленных законом случаях и порядке.

В ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации говорится о предоставлении жилища бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и "иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище".

Как следует из содержания ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В соответствии со ст.3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что институт регистрационного учета носит уведомительный характер, обладает одновременно регулятивными и охранительными функциями и позволяет гражданину как осуществлять гражданские права и свободы, так и нести обязанности перед другими гражданами, государством и обществом.

Регистрация или отсутствие таковой, в соответствии с указанными нормативными правовыми актами, не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Поскольку, как установлено судом первой инстанции, Красных А.Я. какого-либо недвижимого имущества в собственности не имеет, по договору социального найма ей жилое помещение не предоставлялось, то в рассматриваемой ситуации действия Красных А.Я. по вынужденному переезду из квартиры дочери в дом внука и последующей регистрации по фактическому месту жительства, нельзя рассматривать как умышленные и недобросовестные. Красных не были совершены волевые действия, направленные именно на приобретение права состоять на учете. Следовательно, вывод суда о признании законным и обоснованным отказа администрации в постановке на учет Красных в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям ст.53 ЖК РФ, нельзя признать правильным.

Постановлением главы администрации Советского района от 21.03.2008 года №177 учетная норма площади жилого помещения составляет 9 кв.м общей площади.

Жилищное законодательство (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ) указывает на то, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с этим собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также его дети и родители.

В Постановлении Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. N 14 обращается внимание на то, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч.1 ст.31 ЖК РФ, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.

Таким образом, ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относит лиц, отвечающих следующим условиям:

- они являются родственниками (родителями, детьми или супругом собственника) либо лицами, вселенными собственником в жилое помещение в качестве членов семьи;

- они проживают совместно с собственником.

Признавая Красных членом семьи собственника жилого помещения (Целищевой В.М.), суд не учел, что круг лиц, являющихся членами семьи собственника определен ч.1 ст.31 ЖК РФ. К ним относятся и родители собственника, но совместно проживающие с ним. Последнее обстоятельство не установлено.

Поскольку Красных А.Я. проживает в жилом помещении, непригодном для проживания, другого жилья не имеет, то имеются все необходимые правовые основания для постановки её на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, решение Советского районного суда Кировской области от 08 сентября 2010 года вынесено с нарушением норм материального права, приведшим к неправильному разрешению спора, и служат основанием для отмены судебного постановления.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА

Решение Советского районного суда Кировской области от 08 сентября 2010 года отменить и вынести новое решение.

Признать незаконным решение комиссии по постановке на учет граждан на улучшение жилищных условий администрации города Советска Кировской области от 16.06.2010 года в части отказа в постановке в очередь на улучшение жилищных условий Красных А.Я. и п.1.3 постановления главы администрации гор.Советска от 17.06.2010 года №259 «Об утверждении материалов жилищной комиссии».

Обязать администрацию города Советска Кировской области поставить на учет Красных А.Я., как вдову участника ВОВ, нуждающуюся в улучшении жилищных условий, с 17.06.2010 года.

Председательствующий Судьи