Судья Шамрикова В.Н. 33-3354
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.
и судей Сидоркина И.Л., Кирсановой В.А.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кирове 12 октября 2010 г. дело по жалобе на решение Ленинского районного суда от 20 августа 2010 года,
Установила:
Васильков Д.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной Службы исполнения наказаний по Кировской области о признании права на включение в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 г.г. на 2010 г. и возложении на ответчика обязанности включить его в состав участников подпрограммы на 2010 г., а также взыскании с ответчика судебных расходов.
В обоснование иска указано на то, что 30.06.2009 г. направил на имя начальника УРУОУХД УФСИН России по Кировской области рапорт о включении его в состав участников указанной подпрограммы со ссылкой на то, что относится к категории граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Распоряжением Правительства РФ от 07.10.2004 г. № 1291-р, пос. Лесной, в котором он проживает с 2003 года, отнесен к поселкам учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. В период с 1979 г. по 2003 г. был зарегистрирован и проживал в пос. Пелес Верхнекамского района, который также отнесен к поселкам учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Согласно решению жилищной комиссии УРУОУХОД ему отказано в признании участником подпрограммы, в связи с тем, что он не представил справку о проживании на территории поселка, согласно приложению № 1 к Инструкции. В этой связи сделал запрос в УРУОУХД о выдаче указанной справки, в ответе на который ответчик указал, что в выдаче справки ему отказано на основании того, что он не является сотрудником УИС, и, поскольку истец не представил необходимые документы, в состав участников подпрограммы включению не подлежит.
Приказ ФСИН России от 04.06.2007 г. № 287 регламентирует деление участников подпрограммы на сотрудников уголовно-исполнительной системы и лиц, уволенных со служб из УИС и граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Согласно решению Верховного Суда РФ от 23.12.2008 г. № ГКПИ08-2151 граждане, подлежащие переселению из поселков, имеют право на участие в подпрограмме независимо от признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и прохождения ими службы в органах УИС. Следовательно, возложение на них обязанности по представлению для участия в Подпрограмме справки из учреждения или органа УИС об общей продолжительности службы в календарном исчислении не может быть признано законным, поскольку приводит к неправомерному ограничению права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Решением суда от 20 августа 2010 года постановлено об удовлетворении иска и взыскании с ответчика в пользу истца судебных расходов в сумме 6200 руб.
В кассационной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда и указано на ошибочность его выводов. Кассатор указал на то, что жилое помещение истцу ответчиком в посёлке не предоставлялось и поэтому согласно разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации орган УФСИН указанную обязанность нести не должен. Кроме того, кассатор указал на то, что список на получение ГЖС на 2010 год сформирован и сертификаты по нему получены. Также заявитель жалобы не согласен с суммой взысканных расходов, полагая её несоразмерной сложности дела и количеству судебных заседаний.
Заслушав доклад судьи Ворончихина В.В., объяснения представителя ответчика, поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований к пересмотру решения суда.
Из материалов дела следует, что обстоятельства, касающиеся проживания истца и членов его семьи в посёлке учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности установлены в судебном заседании правильно и никем не оспариваются. 30.06.2009 г. истец направил на имя начальника УРУОУХД УФСИН России по Кировской области рапорт о включении его в состав участников указанной подпрограммы со ссылкой на то, что относится к категории граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. 13.07.2009 г. жилищная комиссия УРУОУХД УФСИН России по Кировской области отказала истцу во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой подпрограммы « Жилище» на 2002-2010 годы, в связи с неполным представлением документов, указанных в п.п. 4-6 Инструкции, утвержденной приказом ФСИН России от 04 июня 2007 № 287, а именно не представлены справка из учреждения или органа УИС об общей продолжительности службы в календарном исчислении, либо выписка из приказа об увольнении со службы в календарном исчислении, а также справка о проживании на территории поселка, предусмотренная п.6 Инструкции, утвержденной приказом ФСИН России от 04 июня 2007 года №287.
23.10.2009 г. Васильков Д.А. обратился в УРУОУХД УФСИН России по Кировской области с заявлением о выдаче справки о проживании на территории поселка учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
28.10.2009 г. УРУОУХД УФСИН России по Кировской области отказало истцу в выдаче указанной справки, ссылаясь на то, что согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 Ю, а также Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления сертификатов гражданам - участникам подпрограммы в УИС, утвержденной приказом ФСИН России от 04 июня 2007 г. № 287, под переселение попадают только сотрудники, подлежащие увольнению со службы, а также граждане, уволенные из учреждений и органов УИС, проходившие службу на должностях рядового и начальствующего состава, и постоянно проживающие в поселках учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Граждане, проживающие и работающие в таких поселках на вольнонаемных должностях в учреждениях УИС либо не состоящие в трудовых отношениях с этим учреждением, под действие подпрограммы не подпадают.
Как следует из названия и содержания Подпрограммы, она имеет своей целью обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы.
Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (пункты 1 и 2 Правил).
Согласно подпункту "б" пункта 5 Правил граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации, имеют право на участие в Подпрограмме.
Проживание граждан в поселках является самостоятельным основанием для их участия в Подпрограмме, которое связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, не имеющих связи с уголовно-исполнительной системой. Следовательно, указанные лица, изъявившие такое желание, вправе в установленном порядке получить государственный жилищный сертификат, подтверждающий право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Согласно п.3 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом ФСИН России от 04.06.2007 № 287, граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, для участия в подпрограмме подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме согласно приложению N1 к Правилам в учреждение (орган) УИС по месту расположения поселка.
Каких-либо дополнительных условий, в т.ч. предоставление истцу жилья ответчиком, для включения в состав участников подпрограммы действующее правовое регулирование не содержит.
В связи с этим, судом обоснованно признаны неубедительными ссылки представителя ответчика на письмо Министерства регионального развития РФ от 21 декабря 2007 года.
Указание кассатора на невозможность исполнения решения суда не подтверждено ссылкой на необходимые обстоятельства, не соответствует требованиям ст. 13 ГПК РФ и поэтому не может быть принято во внимание на данной стадии процесса.
Из материалов дела следует, что истец понёс расходы не только за составление иска и участие представителя в судебном заседании, но и по проезду адвоката в г. Киров и обратно в пос. Лесной, а также по оплате его суточных.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, реальный объём работы, выполненной представителем по делу, учитывая требования ст. 100 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда и в этой части законным и обоснованным.
Поскольку иного из материалов дела не усматривается, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Ленинского районного суда от 20 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: