27.12.2010



Судья Широбокова Т.И. Дело №33-3964

14 декабря 2010 года

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Шевченко Г.М.,

судей Мартыновой Т.А., Сидоркина И.Л.,

при участии прокурора Бусловой Е.В.,

при секретаре Бочкаревой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кирове дело по кассационному представлению прокурора Омутнинского района Кировской области на решение Омутнинского районного суда Кировской области от 08 ноября 2010 года,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Омутнинского района в порядке ст.158 ч.3 УК РФ к 2 годам 10 мес. лишения свободы. Освобожден 10.07.2009 г. В настоящее время Костицын А.В. отбывает наказание в местах лишения свободы по приговору Омутнинского районного суда от 30.12.2009 г. На момент выявления Костицына А.В., как ребенка, оставшегося без попечения родителей, на время пребывания в детских, а также образовательных учреждениях органом опеки и попечительства жилье за ним не закреплялось.

По мнению прокурора администрация МО «Омутнинское городское поселение», в нарушение ст.60 ЖК РФ, не закрепила за Костицыным А.В. жилье и, соответственно, он не был поставлен в регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений. Самостоятельно обратиться в орган опеки и попечительства Костицын A.B. до достижения им 23-летнего возраста не мог в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы. Прокурор, с учетом увеличенных в судебном заседании исковых требований, просит суд признать Костицына А.В. нуждающимся в предоставлении жилого помещения, обязать администрацию МО «Омутнинское городское поселение» поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, дополнительно заявил иск к департаменту образования Кировской области: обязать включить Костицына А.В. в регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений.

Решением суда в иске прокурору Омутнинского района было отказано. При этом суд исходил из того, что Костицын А.В. намеренно ухудшил свои жилищные условия, продав 02.04.2008 года перешедший к нему по наследству жилой дом. С заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ни Костицын А.В., по достижении совершеннолетия, ни орган опеки не обращались.

С данным решением суда не согласен прокурор Омутнинского района. В кассационном представлении указывает на неправильное применение норм материального права, считает, что право Костицына А.В. на внеочередное получение жилого помещения было нарушено до возникновения у него права на наследование жилого дома, кроме того полагает, что факт получения Костицыным в 2003 году по наследству в собственность жилого дома не умаляет его права на внеочередное получение жилого помещения, при этом ссылается на ст.8 ФЗ от 21.12.96г. № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст.53, 57 ЖК РФ.

В возражениях на кассационное представление и.о. главы администрации МО «Омутнинский муниципальный район Кировской области» Малков А.В. полагает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а кассационное представление без удовлетворения.

Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Сидоркина И.Л., прокурора Буслову Е.В., поддержавшую доводы кассационного представления, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8).

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Согласно ч.1 ст.6, ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч.2 ст.5 Закона Кировской области от 4 мая 2007 года «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Кировской области по договорам социального найма» в целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки на учет применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная органом местного самоуправления по месту постоянного жительства гражданина, претендующего на признание нуждающимся в жилом помещении.

В соответствии с ч.1, п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

Согласно Закону Кировской области от 28.09.2006г. № 40-30 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма жилыми помещениями муниципального жилищного фонда с передачей им соответствующего финансирования. Согласно постановлению Правительства Кировской области от 18.12.2006г. №77/297 (в редакции постановления от 01.06.2010 N 53/237) формирование и ведение регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, осуществляется государственным органом управления образованием Кировской области. .. на основании списков граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, представляемых органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов).

В список включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте от 18 до 23 лет), не имеющие закрепленного жилого помещения и принятые в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как следует из материалов дела и было установлено судом, после лишения по решению суда родительских прав ФИО15. и ФИО16. - родителей Костицына А.В., последний приобрел статус несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей. С 27.03.1983 г. по 30.08.2000 г. Костицын А.В. находился на полном государственном обеспечении в детских государственных учреждениях. За Костицыным подлежало закреплению жилое помещение в доме родителей - ул.<адрес> г.Омутнинска. По этому адресу Костицын был зарегистрирован. В 2003 году Костицын А.В. получил в порядке наследования, после смерти своего отца ФИО17., умершего 23.06.2001г., в собственность жилой дом по ул.<адрес> в г.Омутнинске. С этого времени Костицын А.В. являлся собственником жилого помещения площадью 31.1 кв.м, из них жилой 17,6 кв.м., физический износ основного строения составлял 51 %. На указанную дату ему было 19 лет. Статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Костицын утратил по достижении 23 лет - 16.04.2005года.

По договору купли-продажи от 02.04.2008 г. жилой дом № № по ул.<адрес> в г.Омутнинске был продан от имени Костицына А.В. и на основании доверенности, выданной Костицыным А.В., его сестрой ФИО18 за 600000 руб..

В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

При указанных обстоятельствах суд обосновано пришел к выводу, что в данном случае Костицын А.В. намеренно ухудшил свои жилищные условия, т.е. им были совершены волевые действия, направленные именно на приобретение права состоять на учете, с чем коллегия считает необходимым согласиться.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и установлены на основании доказательств, признанных судом при их оценке достаточными, выводы суда вытекают из фактических обстоятельств, установленных в мотивировочной части решения на основе надлежащей оценки исследованных доказательств, решение вынесено в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемое правоотношение, и с соблюдением норм процессуального права. Доводы, изложенные в кассационном представлении, не основаны на законе, уже были предметом исследования судом первой инстанции, и им была дана надлежащая оценка. Доводы представления фактически направлены на переоценку выводов суда, но обоснованности этих выводов не опровергают, не свидетельствуют о существенных нарушениях судом закона и основаниями для отмены судебного постановления по данному делу не являются.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Омутнинского районного суда от 08 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационное представление без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: