07.02.2011



Судья Быданцев А.В. 33-253

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.

и судей Сидоркина И.Л., Кирсановой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 27 января 2011 г. дело по представлению прокурора на решение Афанасьевского районного суда от 21 декабря 2010 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении заявления прокурора о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Ичетовкинское сельское поселение Афанасьевского района Кировской области».

Заслушав доклад судьи Ворончихина В.В., объяснения прокурора Новиковой И.В., поддержавшей доводы представления, судебная коллегия

Установила:

Прокурор Афанасьевского района Кировской области обратился в суд с заявлением о понуждении администрации муниципального образования «Ичетовкинское сельское поселение Афанасьевского района Кировской области» в течение трех месяцев обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы по Кировской области с заявлением о постановке на учёт объектов бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильников (биотермических ям) №2, №3.

В обоснование заявления указано на то, что в километре на северо- восток от границы населенного пункта Верхказаковы и справа от дороги по направлению в с. Савинцы, в 800 метрах от поворота Афанасьево-Светлаковы, расположен скотомогильник №2, собственник которого отсутствует. В южном направлении по автомобильной дороге Афанасьево-Светлаковы, в 600 метрах от границы населенного пункта д. Усть-Колыч расположена биотермическая яма (сибереязвенный не действующий скотомогильник №3). Данные скотомогильники состоят на учёте в КОГУ «Афанасьевская районная станция по борьбе с болезнями животных» и согласно ветеринарно - санитарным карточкам, зарегистрированы за № 2 и № 3. Статьей 130 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе сооружения. Скотомогильники, с учетом положений общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 года № 359, а также с учетом ветеринарно-санитарной карточки, являются сооружениями, которые связаны с землей так, что их перемещение без соразмерного ущерба их назначению невозможно. Из смысла ст.ст. 213-215 ГК РФ собственниками скотомогильника могут быть Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, физическое или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжение сооружением - скотомогильником.

В соответствии с Законом Кировской области № 284-ЗО от 07.12.2004 года «Oб установлении границ муниципальных образований Кировской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения» (в ред. от 04.12.2007 № 204-ЗО) земельные участки, на которых сооружены скотомогильники, расположены в границах Ичетовкинского сельского поселения Афанасьевского муниципального района Кировской области.

Муниципальный земельный контроль в силу требований ст. 72 Земельного кодекса РФ осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В силу п.п. 6.1, 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 года № 13-7-2\469, скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенными выше нормами федерального законодательства.

В силу ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Органы местного самоуправления указаны в Уставе муниципального образования Ичетовкинского сельского поселения Афанасьевского района Кировской области, принятого решением Думы от 24.01.2008 №3/1, а согласно пп.1, 11, 23, 26, ч.5 ст. 32 Устава к компетенции администрации сельского поселения входит участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; осуществление земельного контроля за использованием земель поселения, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территорий поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т.д.

Указанные объекты недвижимого имущества - скотомогильники №2, №3 не имеют собственника и в силу ст. 225 ГК РФ являются бесхозяйной недвижимой вещью.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу п. 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением правительства РФ № 580 от 17.09.2003 года принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляет территориальный орган Федеральной регистрационной службы - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Согласно актам проверки, бесхозяйные скотомогильники в настоящее время находятся в удовлетворительном состоянии. Однако, отсутствие собственника и ненадлежащий контроль за их состоянием при определенных условиях, может повлечь загрязнение почв, подземных и поверхностных вод, а также привести к массовому заражению животных и соответственно распространению инфекционных заболеваний среди населения.

Не обращаясь в УФРС по Кировской области с заявлением о постановке на учет указанных объектов бесхозяйного имущества, находящихся на территории муниципального образования, ответчик уклоняется от осуществления действий, относящихся к его компетенции, и выполнения правовых предписаний, предусмотренных статьей 225 ГК РФ.

Судом постановлено указанное решение.

В представлении прокурора ставится вопрос об отмене судебного постановления и указано на ошибочность его выводов о том, что действующее законодательство не предусматривает возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления. Каких-либо иных требований в заявлении не содержится.

Проверив материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований к пересмотру судебного постановления.

Из материалов дела следует, что исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждены значимые по делу обстоятельства, касающиеся нахождения указанных бесхозяйных скотомогильников, биотермических ям.

Данные обстоятельства никем не оспариваются и сомнений не вызывают.

Согласно ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления и выполнении каких-либо действий в отношении этих объектов данными органами Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не предусматривают.

К полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

В материалах дела отсутствуют сведения о передаче указанных государственных полномочий органу местного самоуправления и поэтому у суда не было оснований для удовлетворения заявления прокурора по заявленным им требованиям.

В связи с изложенным, ссылка кассатора на положение ч.3 ст. 225 ГК РФ, регулирующее отношения по поводу бесхозяйного имущества, является ошибочной и не может быть принята во внимание.

Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного постановления из материалов дела также не усматривается.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Афанасьевского районного суда от 21 декабря 2010 года оставить без изменения, а представление прокурора без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: