Судья Жданова Е.А. Дело № 33-734
3 марта 2011 г.
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.
и судей Сметаниной О.Н., Шевченко Г.М.
с участием прокурора Новиковой И.В.
при секретаре Елькиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 3 марта 2011 г. дело по кассационной жалобе администрации города Кирова на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 26 января 2011 г., которым постановлено:
Обязать администрацию города Кирова организовать ликвидацию двух
несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных в северо-западной части кадастрового квартала № 43:40:000642 с восточной и южной сторон Старомакарьевского кладбища г. Кирова.
Заслушав доклад судьи Шевченко Г.М., представителя администрации муниципального образования «Город Киров» Шевелева М.Г., поддержавшего жалобу, представителя Департамента экологии и природопользования Кировской области Крюкова Р.В., представителя территориального управления по Первомайскому району администрации города Кирова Симонову Н.Л., полагавшую решение суда правильным, прокурора Новикову И.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском об обязании администрации муниципального образования «Город Киров» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию двух несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных с восточной и южной сторон Старомакарьевского кладбища г. Кирова. Указал, что в прокуратуру поступило коллективное обращение п. Макарье г. Кирова о ненадлежащем исполнении администрацией г.Кирова обязанностей по сбору и вывозу ТБО. Проверкой установлено, что с восточной и южной сторон Старомакарьевского кладбища п. Макарье имеются 2 места несанкционированного размещения ТБО (свалки). Согласно положениям Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, организация мероприятий по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов возложена на муниципальное образование. Как следует из Устава МО «Город Киров», организация вышеуказанных мероприятий отнесена к компетенции администрации г. Кирова. Неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного прокурор полагает, что администрация г. Кирова обязана организовать ликвидацию двух несанкционированных свалок около Старомакарьевского кладбища.
Судом постановлено указанное выше решение.
С решением суда не согласна администрация города Кирова, в жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, считает, что суд неправильно применил нормы материального права, МО «Город Киров» является ненадлежащим ответчиком по данному делу, организация содержания мест захоронений возложена на территориальное управление администрации г. Кирова по Первомайскому району, которое является самостоятельным юридическим лицом.
В возражениях на жалобу прокурор города Кирова и территориальное управление по Первомайскому району администрации города Кирова указывают, что считают решение суда законным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела и содержания решения следует, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Как следует из материалов дела, с северо-западной части кадастрового квартала № 43:40:000642 с восточной и южной сторон Старомакарьевского кладбища г. Кирова на расстоянии 20-30 метров от границ мест захоронений расположены две несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, что подтверждается объяснениями представителя департамента экологии и природопользования Крюкова Р.В., справками осмотра территории № 66-01 от 18.10.2010, № 82-0-1/ВПП от 15.12.2010, приложенными к ним схемами и фотографиями. Факт нахождения на данном участке свалок не опровергнут ответчиком.
Несанкционированные свалки на основании требований законодательства РФ подлежат ликвидации, отходы должны быть собраны, вывезены в специальные места, утилизированы.
В силу ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные нормы закреплены в ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 29 Устава МО «Город Киров», утвержденного решением Кировской городской Думы от 29.06.2005 № 42/10, администрация города Кирова является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кировской области. Администрация города организует мероприятия по охране окружающей среды на территории муниципального образования; обеспечивает содержание мест захоронения, организацию ритуальных услуг; организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.
Проанализировав представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями действующего законодательства РФ, суд обоснованно пришел к выводу о том, что организовать ликвидацию свалок обязана администрация г. Кирова.
Доводы жалобы администрации г. Кирова о том, что надлежащим ответчиком по делу должно являться Территориальное управление по Первомайскому району администрации г. Кирова, нельзя признать состоятельными.
В соответствии с п.п. 1.3, 1.4, 1.6 Положения о территориальном управлении администрации г. Кирова по Первомайскому району, утвержденного решением Кировской городской Думы от 24.11.2010 № 46/24, территориальное управление администрации города Кирова по Первомайскому району является территориальным органом администрации города Кирова, создано для оперативного решения вопросов жизнедеятельности на территории Первомайского района, в своей деятельности подотчетно главе администрации города и непосредственно подчинено заместителю главы администрации города, начальнику ТУ.
В соответствии с пунктами 3.2.8, 3.2.9 Положения о ТУ территориальное управление организует содержание мест захоронений в пределах компетенции; определяет и утверждает границы закрепленных территорий в соответствии с Правилами внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров".
В соответствии с п.8.3 раздела 8 Реестра (перечня) муниципальных услуг МО «Город Киров», утвержденного постановлением администрации г. Кирова от 28.12.2009 № 5828-П, за организацию предоставления муниципальной услуги «благоустройство и содержание мест захоронения», включающей содержание, систематическую уборку всей территории кладбищ, своевременный вывоз мусора на городскую свалку или в специально отведенные места, ответственны Управление благоустройства и транспорта администрации г. Кирова, Территориальные управления по Октябрьскому и Нововятскому району г. Кирова.
Кроме того, несанкционированные свалки находятся не на территории кладбища, а организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
Суд, проанализировав конкретные обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие данные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, ошибочны и не являются основанием к отмене решения суда.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 26 января 2011 года оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - Судьи: