Судья Старикова И.П. дело № 33-742/11
03 марта 2011 года
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Орлова А.М.,
судей Носковой Г.Н. и Стесова В.И.,
при секретаре Рыбакове Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове 03 марта 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства финансов РФ на решение Октябрьского районного суда города Кирова от 21 января 2011 года, которым с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Гущиной Л.Н. в возмещение убытков взыскано <данные изъяты>., в возмещение расходов по госпошлине <данные изъяты>.,
У С Т А Н О В И Л А:
Гущина Л.Н. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. В обоснование заявленных требований истица указала, что с 1977г. по настоящее время работает в МУЗ «Юрьянская центральная районная больница» Кировской области в должности медицинской сестры <данные изъяты> и проживает на территории п.г.т. Юрья. Согласно требованиям ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в его прежней редакции до 2005 года) предусматривалось право медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. До 1 января 2005 года медицинские работники указанного учреждения пользовались этим правом. С принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений. В частности, часть вторая статьи 63 Основ, которая, как указывалось выше, закрепляла право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением, признана утратившей силу. Одновременно с ней введены части 4-6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Закон Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» от 3.11.2004 года № 267-ЗО, в действующей редакции, в ст. 2, указывает на категории специалистов, имеющих право на частичную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в п. 2 ч. 1 указаны фармацевтические и медицинские работники учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания населения. В соответствии со ст.4 данного закона (в ред. Закона Кировской области от 06.10.2008 г. N 289-ЗО), размер частичной компенсации расходов составляет 400 руб. Размер частичной компенсации расходов увеличивается и утверждается Правительством области. В 2007 году он составлял 117 руб. в месяц, в 2008 году 137 руб. в месяц, в 2009 году и до настоящего времени - 400 руб. в месяц. Данный размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание квартир с освещением и отоплением, что существенно нарушило права данной категории лиц, в том числе и ее права. За период с 11.12.2007 года до 11.11.2010 года, когда она должна была пользоваться указанными льготами, ею оплачено за наем жилья <данные изъяты>., за отопление - <данные изъяты>., за электроэнергию - <данные изъяты>., а всего <данные изъяты>. В соответствии с Законом Кировской области № 263-ЗО от 03.11.2004 года ей начислили и выплатили компенсацию за этот же период в размере <данные изъяты>. Разница между уплаченными ею денежными средствами и реально выплаченными средствами составила <данные изъяты>. В этой связи Гущина просила взыскать с Министерства финансов РФ за наем жилого помещения, отопления и использования электроэнергии указанную сумму.
Определением судьи Октябрьского районного суда города Кирова от 28 декабря 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Юрьянского района Кировской области.
Решением районного суда от 21.01.2011г. с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Гущиной в возмещение убытков взыскано <данные изъяты>., в возмещение расходов по госпошлине <данные изъяты>.
В кассационной жалобе Министерство финансов РФ ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и ошибочность выводов суда. Полагает, что в силу прямого указания закона обязанность по предоставлению указанных мер социальной поддержки медицинских работников в сельской местности возникла у администрации Юрьянского района Кировской области.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Министерства финансов РФ Кузьминых М.В., обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему:
из дела видно, что Гущина с 1977г. и по настоящее время работает в МУЗ «Юрьянская центральная районная больница» в качестве медицинской сестры, постоянно проживает по договору найма на территории п.г.т. Юрья, учредителем ЦРБ является администрация Юрьянского района.
В соответствии с частью 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. до 01.01.2005 г.) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. Пунктом 50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 г. 122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, ст. 62 дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ, те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Согласно Закону Кировской области от 03.11.2004 г. №267-ЗО фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Размер частичной компенсации в 2007 году установлен в размере 117 рублей ежемесячно, в 2008 году - 137 рублей ежемесячно, в 2009 году - 400 рублей в месяц.
В соответствии с указанным Законом истцу была начислена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере <данные изъяты>. За счет собственных денежных средств за указанный Гущиной период она оплатила наем жилья, его содержание и ремонт, а также понесла затраты на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению, всего в сумме <данные изъяты>.
Согласно преамбуле Закона РФ № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Пункт 1 ст. 153 Закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года указывает на то, что лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом.
Пункт 2 ст. 153 Закона № 122-ФЗ содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего ФЗ нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Как видно из дела, меры социальной поддержки для фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения администрацией Юрьянского района до настоящего времени не установлены.
С учетом изложенного, суд в обжалуемом решении указал, что предусмотренная Законом Кировской области № 267-ЗО выплата компенсации является дополнительной мерой социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников и не освобождает муниципальное образование от принятия мер социальной поддержки указанной категории работников в соответствии с ч. 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан за счет бюджета органа местного самоуправления.
Вместе с тем суд пришел к ошибочному выводу о возложении обязанности компенсации понесенных истицей расходов на казну РФ. При этом исходил из того, что предоставление данной меры социальной поддержки при недостаточности собственных доходных источников на уровне субъектов РФ и муниципальных образований должно обеспечиваться посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета.
Однако с таким выводом согласиться нельзя.
В соответствии с п. 50 ст. 35 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно ч. 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В рассматриваемой ситуации органы местного самоуправления ЗАТО Первомайский, в ведении которых находится занимаемое истцом жилье, в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников обязаны были осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ о сохранении прежнего уровня их социальной защищенности в жилищно-коммунальной сфере. То обстоятельство, что указанные меры муниципальным образованием приняты не были, не может служить основанием для нарушения прав гражданина, установленных федеральным законодательством.
Понесенные в этой связи расходы истца подлежат возмещению.
Однако, учитывая, что в силу ст. ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, взыскание этих расходов не могло быть произведено непосредственно с казны Российской Федерации.
Как указано выше, обеспечение мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, является обязанностью органов местного самоуправления.
В силу ст. 126 ГК РФ публичные образования исполняют свои обязательства средствами казны. Согласно ст. 215 ГК РФ казну муниципального образования составляет, в частности, местный бюджет, средства которого предназначены для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования (ст. 14 Бюджетного кодекса РФ), в том числе, по предоставлению рассматриваемых мер социальной поддержки.
При этом, согласно ст. 52 ФЗ от 5.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В этой связи обязанность по предоставлению мер социальной поддержки работникам Юрьянской ЦРБ должна быть возложена на администрацию Юрьянского района Кировской области
При таких обстоятельствах обжалуемое решение в части определения надлежащего ответчика, как основанное на неправильном толковании и применении норм материального права, подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение, которым в иске Гущиной к Министерству финансов РФ отказать, взыскать в ее пользу с администрации Юрьянского района Кировской области за счет казны муниципального образования в возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг <данные изъяты>., в возмещение расходов по госпошлине <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Октябрьского районного суда города Кирова от 21 января 2011года отменить.
Взыскать с администрации Юрьянского района Кировской области за счет казны муниципального образования в пользу Гущиной Л.Н. в возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг <данные изъяты>, в возмещение расходов по госпошлине <данные изъяты>.
В иске Гущиной Л.Н. к Министерству финансов РФ о возмещении расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отказать.
Председательствующий:
Судьи: