Судья Старикова И.П. дело № 33-823
10 марта 2011 года
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Орлова А.М.,
судей Стексова В.И. и Шерстенниковой Е.Н.,
при секретаре Рудаковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове 10 марта 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства финансов РФ на решение Октябрьского районного суда города Кирова от 23 декабря 2010 года, которым с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Лепетюхиной ФИО12 в возмещение убытков взыскано 54 363 рубля 55 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 1 830 рублей 91 копейка,
У С Т А Н О В И Л А:
Лепетюхина Л.А. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг. В обоснование заявленных требований указала, что с 03 июня 1997 года работает в МУЗ городская больница ЗАТО Первомайский Кировской области в должности палатной медсестры. Согласно требованиям ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в его прежней редакции до 2005 года) предусматривалось право медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. До 1 января 2005 года медицинские работники указанного учреждения пользовались этим правом. С принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений. В частности, часть вторая статьи 63 Основ, которая, как указывалось выше, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением, признана утратившей силу. Одновременно с ней введены части 4-6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Закон Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» от 03.11.2004 года № 267-ЗО, в действующей редакции, в ст. 2, указывает на категории специалистов, имеющих право на частичную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в п. 2 ч. 1 указаны фармацевтические и медицинские работники учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания населения. В соответствии со ст.4 данного закона (в ред. Закона Кировской области от 06.10.2008 г. N 289-ЗО), размер частичной компенсации расходов составляет 400 руб. Размер частичной компенсации расходов увеличивается и утверждается Правительством области. В 2007 году он составлял 117 рублей в месяц, в 2008 году 137 рублей в месяц, в 2009 году и до настоящего времени - 400 рублей в месяц. Данный размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание квартир с освещением и отоплением, что существенно нарушило права данной категории лиц, в том числе и ее права. За период с 01 ноября 2007 года по 31 сентября 2010 года, когда она должна была пользоваться указанными льготами, ею оплачено за отопление - 54 060 рублей 13 копеек, электроэнергию - 10 981 рубль 42 копейки, а всего 65 041 рубль 55 копеек. В соответствии с Законом Кировской области № 263-ЗО от 03.11.2004 года ей начислили и выплатили компенсацию за этот же период в размере 10 678 рублей. Разница между уплаченными ею денежными средствами и реально выплаченными средствами составила 54 363 рубля 55 копеек. Лепетюхина Л.А. просила взыскать с Министерства финансов РФ указанную сумму.
Определением судьи Октябрьского районного суда города Кирова от 10 декабря 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация ЗАТО Первомайский Кировской области.
Решением районного суда от 23 декабря 2010 года с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Лепетюхиной Л.А. в возмещение убытков взыскано 54 363 рубля 55 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 1 830 рублей 91 копейка
В кассационной жалобе Министерство финансов РФ ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и ошибочность выводов суда. Полагает, что в силу прямого указания закона обязанность по предоставлению указанных мер социальной поддержки медицинских работников в сельской местности возникла у Администрации ЗАТО Первомайский.
В возражениях на жалобу администрация ЗАТО Первомайский Кировской области просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Шерстенниковой Е.Н., объяснения представителя Министерства финансов РФ Кузьминых М.В., поддержавшей жалобу, возражения представителя администрации ЗАТО Первомайской Кировской области Бахманова В.Р., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из дела видно, что Лепетюхина Л.А. с 11.04.2000 года работает в МУЗ городская больница ЗАТО Первомайский в должности палатной медсестры, проживает по адресу: Кировская область, ЗАТО Первомайский, ул. <адрес> с ФИО13 А.С., ФИО14 А.А., ФИО15 Ю.А.
В соответствии с частью 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. до 01.01.2005 г.) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. Пунктом 50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 г. 122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, ст. 62 дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ, те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Согласно Закону Кировской области от 03.11.2004 г. №267-ЗО фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Размер частичной компенсации в 2007 году установлен в размере 117 рублей ежемесячно, в 2008 году - 137 рублей ежемесячно, в 2009 году - 400 рублей в месяц.
В соответствии с указанным Законом истице за 2007 год была начислена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1053 рубля, за 2008 год - 1644 рубля, за 2009 год - 4800 рублей, за 2010 год - 4000 рублей.
За счет собственных денежных средств за период с 01.11.2007 года по 31.09.2010 года Лепетюхина Л.А. оплатила отопление жилья и электроэнергию, всего в сумме 65 041 рубль 55 копеек.
Ссылаясь на то, что разница между уплаченной ею суммой и суммой, полученной в соответствии с Законом субъекта РФ, составляет для нее убытки, истица просила взыскать в ее пользу 54 363 рубля 55 копеек.
Согласно преамбуле Закона РФ № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Пункт 1 ст. 153 Закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года указывает на то, что лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом.
Пункт 2 ст. 153 Закона № 122-ФЗ содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего ФЗ нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Как видно из дела, меры социальной поддержки для фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения ЗАТО Первомайский администрацией муниципального образования до настоящего времени не установлены.
С учетом изложенного, суд в обжалуемом решении указал, что предусмотренная Законом Кировской области № 267-ЗО выплата компенсации является дополнительной мерой социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников и не освобождает муниципальное образование от принятия мер социальной поддержки указанной категории работников в соответствии с ч. 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан за счет бюджета органа местного самоуправления.
Вместе с тем суд пришел к ошибочному выводу о возложении обязанности компенсации понесенных истицей расходов на казну Российской Федерации. При этом исходил из того, что предоставление данной меры социальной поддержки при недостаточности собственных доходных источников на уровне субъектов РФ и муниципальных образований должно обеспечиваться посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета.
Однако с таким решением согласиться нельзя.
В соответствии с п. 50 ст. 35 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно ч. 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В рассматриваемой ситуации органы местного самоуправления ЗАТО Первомайский, в ведении которых находится МУЗ городская больница ЗАТО Первомайский, в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников обязаны были осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ о сохранении прежнего уровня их социальной защищенности в жилищно-коммунальной сфере. То обстоятельство, что указанные меры муниципальным образованием приняты не были, не может служить основанием для нарушения прав гражданина, установленных федеральным законодательством.
Понесенные в этой связи расходы истицы подлежат возмещению.
Однако, учитывая, что в силу ст. ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, взыскание этих расходов не могло быть произведено непосредственно с казны Российской Федерации.
Как указано выше, обеспечение мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, является обязанностью органов местного самоуправления.
В силу ст. 126 ГК РФ публичные образования исполняют свои обязательства средствами казны. Согласно ст. 215 ГК РФ казну муниципального образования составляет, в частности, местный бюджет, средства которого предназначены для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования (ст. 14 Бюджетного кодекса РФ), в том числе, по предоставлению рассматриваемых мер социальной поддержки.
При этом согласно ст. 52 ФЗ от 5.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В этой связи доводы администрации ЗАТО Первомайский о дефиците бюджета муниципального образования и отсутствии субвенций на указанные выше цели являются несостоятельными и не освобождают органы местного самоуправления от исполнения предусмотренной законом обязанности по предоставлению мер социальной поддержки конкретным гражданам, которые, как указано выше, субъектами бюджетных отношений не являются.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение, как основанное на неправильном толковании и применении норм материального права, подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение, которым в иске Лепетюхиной Л.А. к Министерству финансов РФ отказать, взыскать в ее пользу с администрации ЗАТО Первомайский Кировской области за счет казны муниципального образования ЗАТО Первомайский Кировской области в возмещение расходов по оплате коммунальных услуг 54 363 рубля 55 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 1 830 рублей 91 копейку.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда города Кирова от 23 декабря 2010 года отменить.
Взыскать с администрации ЗАТО Первомайский Кировской области за счет казны муниципального образования ЗАТО Первомайский Кировской области в пользу Лепетюхиной ФИО16 в возмещение расходов по оплате коммунальных услуг 54 363 рубля 55 копеек, в возмещение расходов по госпошлине 1 830 рублей 91 копейку.
В иске Лепетюхиной ФИО17 к Министерству финансов РФ о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг отказать.
Председательствующий:
Судьи: