04.04.2011



Судья Добреля Л.В. 33-901

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.

и судей Мартыновой Т.А., Погудиной Т.С.,

при секретаре Дербенёвой И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 22 марта 2011 г. дело по жалобе на решение Фалёнского районного суда от 4 февраля 2011 года, которым постановлено о возложении на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанности устранить неисправности в содержании пешеходного моста, пересекающего железнодорожные пути на 1092 км ПКЗ станции Фаленки Горьковской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», выявленные актом обследования Горьковской мостоиспытательной станции от 16.07.2010 года, а именно устранить: поверхностную коррозию металла пролетных строений, выветривание бетона, восстановить защитный слой бетона по ступеням и косоурам лестничных сходов, заменить 16 ступеней на обоих лестничных сходах, остальные ступени отремонтировать, отремонтировать распределительную арматуру по косоурам.

В остальной части исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Ворончихина В.В., объяснения представителя кассатора, поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Шибановой Н.Е. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия

Установила:

Кировский транспортный прокурор обратился в суд с иском о возложении на ОАО «РЖД» обязанности совершить действия по регистрации за собой права собственности на пешеходный мост, пересекающий железнодорожные пути 1092 км ПКЗ на ст. Фаленки ГЖД --филиала ОАО «РЖД» и устранить неисправности в его содержании, выявленные актом обследования моста, проведенного Горьковской мостоиспытательной станцией от 16.07.2010 г.

В обоснование иска, требования которого окончательно сформулированы в судебном заседании, указано на то, что через ст. Фаленки ГЖД - филиала ОАО «РЖД» в сутки проходит 25 пар пассажирских, 7 пар пригородных и 66 пар грузовых поездов. На ст. Фаленки ГЖД - филиала ОАО «РЖД» расположено 8 путей под следующими номерами: 1 главный, 2 главный, 3 приемо-отправочный, 4 приемо-отправочный, 7 погрузочно-выгрузочный, 8 погрузочно-выгрузочный, 12 вытяжной, 13 вытяжной, общая длина которых, составляет 5138 м. с вместимостью на путь условных вагонов в количестве, 72 единицы. Упомянутые показатели интенсивности поездов с учетом требований СниП 32-01-95, СТН Ц-01-95 «Железные дороги колеи 1520мм» утвержденных Министерством строительства РФ и Министерством путей сообщений РФ свидетельствуют о необходимости на ст. Фаленки ГЖД -филиала ОАО «РЖД» пешеходного моста через железнодорожные пути.

Железнодорожные пути (транссибирская магистраль) делят п. Фаленки на две части. Пассажирские поезда и электропоезда, в основном подаются на 4 путь от вокзала, в связи с чем пассажиры пользуются переходным мостом, т.к. на 2 и 3 путях часто останавливаются и стоят грузовые поезда.

В нарушение требований действующего законодательства ОАО «РЖД» длительное время уклоняется от ремонта и надлежащего содержания пешеходного моста, пересекающего железнодорожные пути на 1092 км ст. Фаленки ГЖД - филиала ОАО «РЖД», который расположен на землях железнодорожного транспорта, что подтверждается землеустроительным делом (Полоса отвода железной дороги, Фаленский район Кировской области), разработанного Кировским геодезическим центром в 2003 г., лист 9/17.

Непринятие мер со стороны ОАО «РЖД» по обслуживанию и ремонту указанного сооружения, которое относится к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта, привело его в аварийное состояние.

Согласно акту обследования моста, проведенного Горьковской мостоиспытательной станцией от 16.07.2010 г., мост находится в запущенном

состоянии, на протяжении всего периода эксплуатации (33 года) он ни разу не подвергался капитальному и текущему ремонту. При обследовании выявлены дефекты, снижающие долговечность сооружения. Поверхностная коррозия металлопролетных строений, выветривание бетона, нарушение защитного слоя бетона по ступеням и косоурам лестничных сходов, в отдельных местах имеется обнажение рабочей арматуры по косоурам. Требуется замена 16 ступеней на обоих лестничных сходах моста.

Указанные нарушения создают предпосылки для травмирования граждан, в т.ч. пассажиров, которые используют мост для перехода из одной части поселка в другую и для поездок в поездах и в электропоездах ОАО «РЖД».

В соответствии с письмом начальника Кировского центра организации работы железнодорожных станций Дирекции управления движением ГЖД -филиала ОАО «РЖД» от 05.10.2010 г. № 1675 за период с 17.07.2003 г. по 19.10.2008 г. на ст. Фаленки ГЖД - филиала ОАО «РЖД» было травмировано 10 граждан, в т.ч. 7 со смертельным исходом.

По мнению истца, несоблюдение ответчиком требований законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте на ст. Фаленки ГЖД - филиала ОАО «РЖД» создает угрозу безопасности движения и возможность причинения вреда неопределенному кругу лиц - гражданам, в т.ч. пользующихся услугами ОАО «РЖД».

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе представителя ответчика ставится вопрос об отмене судебного постановления и указано на ошибочность его выводов. Кассатор указал на то, что не является собственником, владельцем указанного пешеходного моста и поэтому не должен нести обязанности по его ремонту и содержанию.

Проверив материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований к пересмотру решения суда.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 28.04.2009) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.

Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Подпунктом 3 пункта 2 ст. 90 ЗК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для установления полос отвода и охранных зон железных дорог. Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

В силу ч.4 ст. 87 ЗК РФ данные земли являются федеральной собственностью.

Исходя из содержания и смысла указанных норм следует согласиться с выводами суда о том, что данные земельные участки и объекты недвижимости находящиеся на них не могут быть переданы в собственность муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что указанный пешеходный мост находится в полосе отвода железной дороги, не имеет собственника, находится в аварийном состоянии.

Согласно письму от 20 мая 2009 года начальник Кировского отделения ГЖД обращался к главам администраций городского поселения и района о даче согласия на безвозмездную передачу пешеходного моста в муниципальную собственность.

В судебном заседании также установлено, что данным пешеходным мостом пользуются не только жители пгт. Фалёнки, но также пассажиры, работники ответчика и другие участники железнодорожного движения, в т.ч. для прохода на 1 и 4 платформы. В свою очередь, наличие значительных дефектов пешеходного моста не обеспечивает безопасность его эксплуатации и влечёт за собой переход граждан непосредственно через пути и соответственно случаи их травмирования, в т.ч. со смертельным исходом.

Согласно ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах. Сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

На железнодорожных станциях сооружаются пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Распоряжением ОАО «РЖД» № 2265р от 26.12.2005 г. утверждено Положение об организации работы по профилактике непроизводственного травматизма, проведения служебного расследования и учета в ОАО «РЖД» случаев травмирования граждан. Согласно пункту 2 указанного Положения для предотвращения травматизма на железных дорогах, граждан, в т.ч. пассажиров железные дороги ОАО «РЖД» и их структурные подразделения должны обеспечивать в исправном состоянии пассажирские обустройства и объекты железнодорожного транспорта, а также строительство пешеходных мостов и тоннелей. Пунктом 5 Положения установлено, что финансирование мероприятий по предупреждению случаев травмирования граждан на железнодорожном транспорте, производится за счет железных дорог.

В соответствии с ч.2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Поскольку деятельность ответчика связана с повышенной опасностью для окружающих и нормами действующего законодательства именно на него возложена обязанность по предотвращению вредных последствий этой деятельности, по данному делу защита жизни и здоровья граждан реализуется путём возложения обязанности по ремонту указанного пешеходного моста, независимо от того, что железная дорога не является собственником данного объекта.

Принимая во внимание указанные обстоятельства и требования закона, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

В связи с изложенным, оснований для удовлетворения жалобы не усматривается.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Фалёнского районного суда от 4 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: