Судья Маркин В.А. Дело № 33- 1223 «12» апреля 2011г. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда
в составе председательствующего судьи Орлова А.М.,
судей Носковой Г.Н., Шерстенниковой Е.Н.,
при секретаре Бобровой А.М.,
по докладу судьи Орлова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове 12 апреля 2011г. гражданское дело по кассационной жалобе Департамента государственной собственности Кировской области
на решение Октябрьского районного суда от «03» марта 2011г., которым постановлено:
заявление Лунгман С.П. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента государственной собственности Кировской области предоставить запрошенную Лунгман С.П. информацию.
Обязать Департамент государственной собственности Кировской области предоставить Лунгман С.П. заверенную копию технического задания на проведение работ по определению стоимости земельных участков, переданного ООО ЭКФ «Экскон», а так же заверенные копии отчетов ООО ЭКФ «Экскон» по определению рыночной стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛА:Лунгман С.П. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти - Департамента государственной собственности Кировской области по отказу в предоставлении информации. В обоснование заявления она указала, что ей принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами: № расположенные в <адрес>, категория земель - <данные изъяты>, разрешенное использование - <данные изъяты>. В соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 27.07.2010 года № 255 указанные земельные участки полежат изъятию для государственных нужд, процедура выкупа находится на стадии согласования проекта Соглашения о выкупе земельных участков. Письмом Департамента государственной собственности Кировской области от 08.09.2010 года ей сообщили, что Департаментом подготовлен проект договора на проведение работ по определению рыночной стоимости земельных участков. В связи с этим она направила запрос от 22.11.2010 года, в котором просила, в числе прочего предоставить ей проект технического задания на проведение работ по определению рыночной стоимости земельных участков, отчет независимого оценщика по определению рыночной стоимости земельных участков. В ответ получила письмо Департамента государственной собственности Кировской области от 08.12.2010 года № 5101-40-01-13, в котором указано, что действующее законодательство не обязывает направлять собственнику земельных участков, изымаемых для государственных нужд, копию отчета по определению рыночной стоимости, что с отчетом независимого оценщика она может ознакомиться в Департаменте государственной собственности по адресу: г. Киров, ул. К. Либкнехта, 69 каб. 445. Отказ Департамента предоставить ей запрошенную информацию считает незаконным, поскольку она просила предоставить ей указанную информацию именно в том виде, в котором указано в запросе. Кроме того, она не просила дать ей возможность ознакомиться с документами, поэтому Департамент обязан был предоставить информацию, а не приглашать ее к себе.
Просила признать незаконным отказ Департамента государственной собственности Кировской области, выраженный в письме от 08.12.2010 года № 5101-40-01-13, и обязать Департамент государственной собственности Кировской области предоставить ей заверенную копию технического задания на проведение работ по определению рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: №, переданного ООО ЭКФ «Экскон» Департаментом государственной собственности Кировской области, а также заверенные копии отчетов ООО ЭКФ «Экскон» по определению рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: №.
Заявитель Лунгман С.П. также указала, что требуемая ею информация на сайте Департамента отсутствует, ознакомление с ним показало, что на нем размещен только проект технического задания на оценку. Однако ей нужен официальный документ - техническое задание, поскольку она не может ссылаться на проект. В Департаменте государственной собственности Кировской области она говорила, что смогла бы предоставить бумагу для снятия копии документов и оплатить данную услугу. Также предлагала сотрудникам Департамента государственной собственности Кировской области направить запрос в ООО Экспертно-консультационная фирма «ЭКСКОН» для того, чтобы ей подготовили копии запрашиваемых документов на платной основе в этой фирме. Но ей было отказано и в этом. Снять фотокопии с данных документов она не смогла, поскольку фотоаппарат это сделать не позволяет. Смогла лишь бегло пролистать данные отчеты, но эти документы необходимо изучать подробно, а не просто ознакомиться с ними. Указала, что в Слободском районном суде Кировской области рассматриваются три гражданских дела по ее искам: к ОАО «Нефтепроводмонтаж» и администрации г. Слободской. Все иски касаются данных земельных участков, поэтому ей необходимо иметь полную информацию о их выкупе, в т.ч. техническое задание на оценку и отчет об оценке.
По результатам рассмотрения дела судом первой инстанции постановлено указанное решение.
С решением не согласен Департамент государственной собственности Кировской области, в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы он указал, что действующее законодательство РФ не обязывает направлять в адрес собственника земельных участков, изымаемых для государственных нужд, копий отчетов по определению стоимости земельных участков. Утверждает, что информация должна быть предоставлена в том виде, в каком она имеется в государственном органе. Лунгман было разъяснено, что она вправе ознакомится с необходимыми документами со снятием фотокопий непосредственно в Департаменте либо в сети Интернет на сайте Департамента, что является достаточным. Считает, что данный Лунгман ответ ее прав и интересов не ущемляет. Полагает, что изложенные в решении выводы не соответствуют обстоятельствам дела, решение принято в результате неправильного толкования норм материального права. Полагает, что допущенные судом первой инстанции нарушения привели к тому, что он не учел обстоятельства, исключающие рассмотрение данного дела в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Департамента по доверенности Наймушина К.В., а так же Лунгман С.П., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В этой связи Лунгман, полагая, что Департаментом государственной собственности Кировской области нарушены ее права и интересы, вправе была обратиться в суд с данным заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Установлено, что Лунгман С.П. принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами: №, расположенные в <адрес>, категория земель - <данные изъяты>, разрешенное использование - <данные изъяты>.
В соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 27.07.2010 года № 255 указанные земельные участки полежат изъятию для государственных нужд путем выкупа их у Лунгман С.П.
В этой связи Департамент государственной собственности Кировской области письмом от 08.09.2010 года № 3787-40-07-05 сообщил Лунгман С.П., что им подготовлен проект договора на проведение работ по определению рыночной стоимости земельных участков и информировал о готовности рассмотреть варианты продажи земельных участков либо приобретение равноценных земельных участков взамен изымаемых.
Заказ на проведение работ по определению рыночной стоимости земельных участков был размещен в ООО ЭКФ «Экскон», которое подготовило отчеты по определению рыночной стоимости и передало их в Департамент государственной собственности Кировской области.
Лунгман С.П. обратилась в Департамент государственной собственности Кировской области с запросом от 22.11.2010 года, в котором просила предоставить ей заверенную копию проекта технического задания на проведение работ по определению рыночной стоимости земельных участков, заверенную копию отчета независимого оценщика по определению рыночной стоимости земельных участков. В ответе Департамента государственной собственности Кировской области от 08.12.2010 года № 5101-40-01-13 указано, что информационное сообщение о проведении котировок на оказание услуг по определению выкупной цены земельных участков, котировочная заявка, техническое задание и проект государственного контракта размещены 20.10.2010 года на официальном сайте размещения заказов Кировской области (указан электронный адрес). Также указано, что поскольку действующее законодательство РФ не обязывает направлять собственнику земельных участков, изымаемых для государственных нужд, копию отчета по определению их рыночной стоимости, с отчетом независимого оценщика Лунгман С.П. вправе ознакомиться в Департаменте государственной собственности Кировской области.
Тем самым Департамент государственной собственности отказал в предоставлении Лунгман С.П. заверенной копии проекта технического задания на проведение работ по определению рыночной стоимости земельных участков, и заверенной копии отчета независимого оценщика по определению рыночной стоимости земельных участков.
Данный отказ (бездействие) государственного органа нарушает права Лунгман С.П. и совершено в нарушение требований действующего законодательства.
В соответствии с п.1 ст.1 ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 № 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
В соответствии со ст. 8 этого же Закона пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации.
Согласно ст. 8 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 № 149-ФЗ гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Такая информация предоставляется бесплатно.
В соответствии с ч.2 ст.7 ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 № 8-ФЗ форма предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления устанавливается настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Форма предоставления информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления может устанавливаться также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальными правовыми актами. В случае, если форма предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не установлена, она может определяться запросом пользователя информацией. При невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в государственном органе, органе местного самоуправления.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 года (в редакции от 08.12.2003 года) «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан», установлено, что государственные и общественные предприятия, учреждения и организации выдают по заявлениям граждан копии документов, исходящих от этих предприятий, учреждений и организаций, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан. Копии документов выдаются на бланках предприятий, учреждений и организаций. Верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации.
В таком же порядке предприятия, учреждения и организации могут выдавать копии имеющихся у них документов, исходящих от других предприятий, учреждений и организаций, от которых получить непосредственно копии этих документов затруднительно или невозможно. В случаях, когда документы были исполнены на бланках, при изготовлении копий воспроизводятся реквизиты бланков.
В соответствии с Положением о департаменте государственной собственности Кировской области, утвержденном Постановлением Правительства Кировской области от 19.11.2008 № 153/458 (ред. от 25.06.2010) Департамент исполняет управление недвижимым имуществом (земельные участки, здания, сооружения), находящимся в собственности Кировской области, исполняет техническую работу по приобретению имущества в собственность области в случаях, установленных законами и нормативными правовыми актами Кировской области.
Суд первой инстанции, проанализировав установленные по делу обстоятельства и приведенные нормативно-правовые акты, правильно пришел к выводу о том, что своим отказом Департамент государственной собственности нарушил права Лунгман С.П. на обеспечение ее необходимой и касающейся ее прав информацией в том виде, в котором она этого просила, требуемая заявителем информация относится к информации о деятельности Департамента государственной собственности Кировской области, а также непосредственно затрагивает права и свободы Лунгман С.П., поскольку относилась к выкупу государством принадлежащей ей собственности.
Поскольку форма предоставления запрашиваемой Лунгман С.П. информации не установлена ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, Лунгман С.П. могла в своем запросе определить форму, в которой эта информация должна была ей предоставляться, т.е. в форме надлежащим образом заверенных копий документов технического задания и отчета об оценке выкупной стоимости земельных участков.
В этой связи суд обоснованно удовлетворил поданное Лунгман С.П. заявление по приведенным в решении основаниям.
Приведенные в кассационной жалобе Департамента государственной собственности Кировской области доводы являются не основанными на материалах дела и законе, а поэтому отмену обжалуемого судебного постановления не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда от 03 марта 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственной собственности Кировской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: