Судья Соловей А.В. Дело № 33-1272 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В. судей областного суда Кирсановой В.А., Сметаниной О.Н. при секретаре Беляевой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в гор.Кирове 21 апреля 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе администрации Слободского муниципального района Кировской области на решение Слободского районного суда от 14 февраля 2011 года, которым постановлено: Заявление Лунгман С.П. к администрации Слободского муниципального района Кировской области о признании незаконными Постановлений Главы администрации Слободского муниципального района №625, 626, 627 от 02.12.2010 года «об установлении постоянных публичных сервитутов» удовлетворить. Признать незаконным и не обоснованным Постановление Главы администрации Слободского муниципального района № 627 от 02.12.2010 года «об установлении постоянного публичного сервитута» в отношении земельного участка площадью 134069 кв. м с кадастровым номером №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование -сельскохозяйственное использование; адрес объекта: земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала, граница которого проходит по автодороге <адрес>, далее по границе населённого пункта д. <адрес>, далее по автодороге <адрес>, далее по границе населённого пункта д. <адрес>, далее по границе населённого пункта д. <адрес>, далее по р. <адрес>, далее по границе населённого пункта г. <адрес>; Признать незаконным и не обоснованным Постановление Главы администрации Слободского муниципального района №625 от 02.12.2010 года «об установлении постоянного публичного сервитута» в отношении земельного участка площадью 20026 кв. м с кадастровым номером №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельскохозяйственное использование; адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> Признать незаконным и не обоснованным Постановление Главы администрации Слободского муниципального района № 627 от 02.12.2010 года «об установлении постоянного публичного сервитута» в отношении земельного участка площадью 22639 кв. м с кадастровым номером №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование -сельскохозяйственное использование; адрес объекта: земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала, граница которого проходит по автодороге <адрес>, далее по автодороге <адрес>, далее по границе населённого пункта д. <адрес>, далее по автодороге <адрес>, далее по автодороге <адрес>, далее по р. <адрес>, далее по границе населённого пункта д.<адрес>, далее по р. <адрес>, далее по автодороге <адрес>, далее по границе населённого пункта с. <адрес>. Заслушав доклад судьи областного суда Кирсановой В.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА Лунгман С.П. обратилась в суд с заявлением о признании несоответствующими закону Постановлений Главы администрации Слободского муниципального района №625, 626, 627 от 02.12.2010 года «об установлении постоянных публичных сервитутов». В обоснование указано, что Лунгман С.П. принадлежат на праве собственности три земельных участка в <адрес> сельском поселении <адрес> района Кировской области: - земельный участок площадью 134069 кв. м с кадастровым номером №, расположен в западной части кадастрового квартала, граница которого проходит по автодороге <адрес>, далее по границе населённого пункта д. <адрес>, далее по автодороге <адрес>, далее по границе населённого пункта д. <адрес>, далее по границе населённого пункта д. <адрес>, далее по р. <адрес>, далее по границе населённого пункта г. <адрес>; -земельный участок площадью 20026 кв. м с кадастровым номером №, местоположение« установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Кировская область, район <адрес>; -земельный участок площадью 22639 кв. м с кадастровым номером №, расположен в южной части кадастрового квартала, граница которого проходит по автодороге <адрес>, далее по автодороге <адрес>, далее по границе населённого пункта д. <адрес>, далее по автодороге <адрес>, далее по автодороге <адрес>, далее по р. <адрес>, далее по границе населённого пункта д. <адрес>, далее по р. <адрес>, далее по автодороге <адрес>, далее по границе населённого пункта с. <адрес>. Постановлениями Главы администрации Слободского муниципального района №625, 626, 627 от 02.12.2010 года на принадлежащие ей земельные участки установлены постоянные публичные сервитуты на основании заявления ЗАО "Газпром инвест Юг" от 06.10.2010 г. №38-02-83/614 для проведения мероприятий по изыскательским, проектным работам при строительстве (прокладке) объекта "Газопровод-отвод и ГРС в п. <адрес> Слободского района Кировской области". По распоряжению Правительства Кировской области от 27.07.2010 г. №255 земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № подлежат изъятию для государственных нужд, поэтому установление публичного сервитута является незаконным; публичные сервитуты установлены на основании заявления ЗАО "Газпром инвест Юг» от 06.10.2010. г. №38-02-83/614, которому выдано Разрешение на строительство на спорных землях № га 43530000-24 от 24.03.2010 г. Поэтому только ОАО "Газпром" могло просить об установлении публичных сервитутов. Заявительница ссылается на п.3 ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются материалы, содержащиеся в проектной документации, однако разрешение на строительство № га 43530000-24 от 24.03.2010 года уже выдано, соответственно изыскательские и проектные работы уже выполнены, строительство (прокладка) объекта "Газопровод-отвод и ГРС п. <адрес> Слободского района Кировской области" на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, № полностью завершено: труба газопровода проложена и закопана в землю. В силу п.4, п.5 ст.23 ЗК РФ сервитут может быть срочным или постоянным; осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Срок действия Разрешения на строительство № га 43530000-24 от 24.03.2010 года истекает 23.01.2011 года, поэтому публичные сервитуты в целях строительства могли быть установлены максимум до 23.01.2011 года. Истица считает, что установление сервитутов ограничивает ее права собственности. До настоящего времени распоряжение Правительства Кировской области от 27.07.2010 г. №255 не исполнено, земельные участки находятся в ее собственности. Указала на отсутствие оснований для установления публичных сервитутов, поскольку на дату проведения публичных слушаний (12.11.2010г.) и принятие оспариваемых постановлений(2.12.2010г.) работы по прокладке газопровода на земельных участках были завершены. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе администрация Слободского района просит об отмене решения, указано на неисследование доказательств, к участию в деле не привлечено Правительство Кировской области, интересы которого затронуты. Постановленное решение снимает с собственника земельных участков обязанность не препятствовать строительству газопровода, введение стратегического объекта в эксплуатацию в ущерб публичным интересам. Допущено нарушение норм процессуального права, поскольку рассмотрение заявлений о признании недействующми нормативных актов органов местного самоуправления об установлении публичного сервитута относится к компетенции арбитражного суда. Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей Караваева Е.В., Зыкова В.Н., Сапожникова С.В., Лунгман С.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Из дела следует, что главой администрации Слободского района приняты постановления № 625, 626, 627 от 02.12.2010 года «Об установлении постоянных публичных сервитутов» на основании заявления ЗАО «Газпром инвест Юг» для проведения мероприятий по изыскательским, проектным работам при строительстве объекта «Газопровод - отвод и ГРС п.<адрес> Слободского района Кировской области». В соответствии с п.3 ст.35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Согласно п.2 ст.23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Представленными в деле доказательствами, подтверждено выполнение работ по строительству объекта к моменту принятия оспариваемых нормативных правовых актов. В соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 27.07.2010 года №255 земельные участки, находящиеся в собственности Лунгман С.В., подлежат изъятию для государственных нужд. При указанных обстоятельствах, установление постоянного публичного сервитута с целью проведения мероприятий по изыскательским проектным работам, после фактического выполнения самих работ, не отвечает правовому смыслу публичного сервитута. Суду представлено постановление №58 от 11.02.2011 года администрации Слободского района, которым признаны утратившими силу постановления главы администрации Слободского района № № 625, 626, 627 от 02.12.2010 «Об установлении постоянных публичных сервитутов». В силу п.4 ст.198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах: доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд. В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Согласно п.4 ст.1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникающие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права). В соответствии со ст.78 Федерального закона от 06.10.2003 №1310ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия( бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. Нарушения норм процессуального права при рассмотрении дела не допущено, спор разрешен в соответствии с положениями статьи 22 ГПК РФ. При указанных обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА Решение Слободского районного суда от 9 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Слободского района - без удовлетворения. Председательствующий Судьи