18.05.2011



Судья Попов А.В.                                                                       дело № 33-1330                                                                                                                                                                                             28 апреля 2011 года                                                     К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Орлова А.М.,

судей Носковой Г.Н. и Шерстенниковой Е.Н.,

с участием прокурора Новиковой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 28 апреля 2011 года дело по кассационному представлению заместителя прокурора Пижанского района Кировской области на решение Пижанского районного суда Кировской области от 31 марта 2011 года, которым заявление прокурора Пижанского района о признании незаконным бездействия муниципального учреждения «Администрация Безводнинского сельского поселения Пижанского района Кировской области» по неисполнению требований статьи 10 и статьи 13 Федерального закона № 8- ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9.02.2009 года и возложении на муниципальное учреждение «Администрация Безводнинского сельского поселения Пижанского района Кировской области» обязанности устранить указанные нарушения закона оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Шерстенниковой Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда           У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Пижанского района обратился в суд с заявлением о признании бездействия МУ «Администрация Безводнинского сельского поселения Пижанского района Кировской области» незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения закона. В обоснование требований указано, что в соответствии со статьями 15 и 24 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения; органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается органами местного самоуправления. Прокурор указал, что в результате проведенной прокуратурой района проверки установлено, что администрацией сельского поселения не принят предусмотренный ст. 14 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» правовой акт, устанавливающий перечень информации о деятельности органа местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, периодичность ее размещения, сроки обновления. Информация о деятельности органа местного самоуправления сельского поселения не размещена в сети Интернет. Вместе с тем, с момента вступления в силу положений Закона (01.01.2010 г.) органами местного самоуправления принято 25 нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы граждан. Прокурор полагает, что бездействием МУ «Администрация Безводнинского сельского поселения Пижанского района Кировской области» по неисполнению требований Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в части требований ст. 13 Закона, определяющей перечень обязательной к размещению в сети Интернет информации о деятельности органов местного самоуправления, нарушаются законные права граждан на свободный доступ к информации о деятельности МУ «Администрация Безводнинского сельского поселения Пижанского района Кировской области», возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и законные интересы.

Районным судом постановлено указанное выше решение.

В кассационном представлении заместитель прокурора Пижанского района Кировской области ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В представлении указывает, что Закон обязывает органы местного самоуправления создавать в сети Интернет свои официальные сайты, содержащие информацию об адресах электронной почты, по которым пользователь информацией может направить запрос для получения информации о деятельности соответствующего органа. Органам местного самоуправления, которые в связи с материальными или иными обстоятельствами не имеют возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, Закон позволяет размещать указанную информацию на сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. В связи с невозможностью размещения органами местного самоуправления Безводнинского сельского поселения информации о своей деятельности в сети Интернет, данная информация может размещаться на официальном сайте муниципального района. Однако в судебном заседании было установлено, что органы местного самоуправлении сельского поселения в администрацию Пижанского района с вопросом размещения информации об их деятельности не обращались.

Заслушав прокурора Новикову И.В, поддержавшую представление, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, прокурор ссылался на нарушение прав неопределенного круга лиц на получение информации о деятельности органов местного самоуправления в результате незаконного бездействия администрации сельского поселения, выразившегося в невыполнении конкретных действий.

На отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности органов местного самоуправления, распространяется действие Федерального закона № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9.02.2009 года.

Дело рассмотрено судом в пределах заявленных требований, исследованы обстоятельства, на которые ссылался прокурор в обоснование своих требований. По данному делу прокурором оспаривалось, как нарушающее права неопределенного круга лиц, бездействие ответчика по непринятию правового акта, устанавливающего перечень информации о деятельности органа местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, периодичность ее размещения, сроки обновления, а также по не размещению в сети Интернет принятых органом местного самоуправления поселения 25 нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы граждан.

Суд оставил такое заявление прокурора без удовлетворения.

В соответствии с положениями статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда указывается на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд не установил, что невыполнение администрацией поселения действий, на которое ссылается прокурор, само по себе нарушает права граждан на доступ к информации.

Как следует из закона, доступ обеспечивается не изданием соответствующих Перечней информации, подлежащей размещению в сети Интернет, а размещением органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет. Более того, целям реализации указанного права граждан служат и иные способы обеспечения доступа к информации, предусмотренные в ст. 6 Закона наряду с вышеуказанным способом. В частности, такой доступ может быть обеспечен путем обнародования (опубликования) органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации, размещения этой информации в помещениях, занимаемых указанными органами, в иных отведенных для этих целей местах, другими способами, предусмотренными муниципальными правовыми актами. Согласно ст. 12 Закона официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования.

Судом установлено, что правовые акты, на не размещение которых в сети Интернет ссылается прокурор, были опубликованы в установленном Законом и Уставом муниципального образования порядке через выпуск «Информационного бюллетеня» и размещение информации на информационных стендах в общедоступных местах.

Связи с чем, оснований признать, что право граждан на доступ к указанной информации было нарушено, у суда не имелось.

Непринятие перечней и регламентов не является непосредственно тем бездействием, которое нарушает право граждан на доступ к информации.

Как указано выше, согласно ст. 6 Закона доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается путем размещения информации в сети Интернет.

Действительно, согласно ст. 9 Закона обеспечение доступа к информации возложено на органы местного самоуправления. При этом данные органы действуют в пределах своих полномочий, т.е. той совокупности прав и обязанностей, которая закреплена за ними законом.

В соответствии со ст. 10 Закона государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Таким образом, Закон позволяет органу местного самоуправления размещать информацию на сайте субъекта РФ или муниципального района, не создавая своего собственного сайта.

Однако указанное право находится в непосредственной зависимости от решения этого вопроса субъектом или районом. Без решения этого вопроса, только путем принятия органом местного самоуправления соответствующих перечней и регламентов, указанное право не может реализовано.

Согласно Постановлению Правительства Кировской области от 28 апреля 2009 г. № 9/95 «Об интернет-сайте муниципальных районов, городских округов Кировской области» создан официальный сайт муниципального образования Пижанский муниципальный район Кировской области, который является разделом официального сайта муниципальных образований Кировской области, принадлежащего Правительству Кировской области, и предоставлен последним для размещения органами местного самоуправления района информации о муниципальном районе. Указанным постановлением органам местного самоуправления рекомендовано принять муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления и размещения информации на сайте.

Согласно утвержденному данным постановлением Положению (п. 5.3) уполномоченные сотрудники органов местного самоуправления муниципальных образований, выполняющие обязанности пресс-секретаря, определяют форму представления информации на сайте и раздел, в который должна быть помещена информация, а также формируют материалы, проводят стилистическую обработку материалов, оформляют их в соответствии со стилем сайта и требованиями к формату информационных материалов, затем размещают его на сайте. После размещения информационного материала на сайте открывают доступ к нему пользователей.

Однако, как видно из дела, соответствующее сообщение о создании сайта района, предоставлении сайта для размещения информации поселениями, порядке размещения информации, осуществление которого непосредственно возложено на уполномоченных сотрудников администрации района, направлено главам городского и сельских поселений Пижанского района только в процессе рассмотрения настоящего дела. Вопрос о порядке размещения информации на сайте администрацией района с органами местного самоуправления поселений решен не был.

В этой связи ссылки в представлении прокурора на то, что администрация поселения допустила нарушения закона, не обратившись в администрацию района по вопросу размещения информации на сайте района, не состоятельны, и при указанных обстоятельствах не могут свидетельствовать о незаконном бездействии органа местного самоуправления сельского поселения, как нарушающем права неопределенного круга лиц, для защиты которых подлежит применению избранный прокурором способ.

При таких обстоятельствах суд обоснованно оставил иск прокурора без удовлетворения.

Судебная коллегия оснований для отмены вынесенного решения не усматривает. Приведенные в представлении доводы его отмену не влекут, они фактически направлены на переоценку вывода районного суда об оставлении заявления прокурора без удовлетворения, оснований для которой не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

                                  О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Пижанского районного суда Кировской области от 31 марта 2011 года оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: