14.07.2011



Судья Старикова Т.Н.                                            Дело № 33-1544

                                                                                 12 мая 2011 года

                К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

     Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда

в составе председательствующего Орлова А.М.

судей Носковой Г.Н., Шерстенниковой Е.Н.

при секретаре Кривошеиной Е.С.

с участием прокурора Новиковой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове

                                                                               12 мая 2011 года

дело по кассационной жалобе ООО «Эскорт-авто М» на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 06 апреля 2011 года

     которым постановлено:

     Иск прокурора Ленинского района г. Кирова удовлетворить.

     Признать незаконным бездействие ООО «Эскорт-автоМ» по непринятию мер к проведению оценки уязвимости транспортных средств, разработке плана по обеспечению транспортной безопасности.

      Обязать ООО «Эскорт-автоМ» произвести оценку уязвимости транспортных средств и разработать план по обеспечению транспортной безопасности.

      Заслушав доклад судьи Носковой Г.Н., судебная коллегия

                                    У С Т А Н О В И Л А:

      Прокурор Ленинского района г.Кирова обратился в Ленинский районный суд г.Кирова в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Эскорт-авто М».

      В обоснование указал, что 15.02.2011 прокуратурой Ленинского района г.Кирова проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности ООО «Эскорт-авто М», расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены грубые нарушения закона. В нарушение требований закона ООО «Эскорт-авто М» не проведена оценка уязвимости следующих транспортных средств: ПАЗ 4234, ПАЗ 4230-03, ПАЗ 320540, ПАЗ 32054 R, ПАЗ 32054-07, ЛиАЗ, HIGER 6118, HIGER 6891, а также не разработан план по обеспечению транспортной безопасности. Неисполнение указанных требований закона создает реальную опасность возникновения чрезвычайных ситуации, в том числе совершения террористических актов. В случае совершения террористических актов, указанные нарушения могут повлечь причинения значительному количеству людей телесных повреждений и смерти. Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения в соответствии со ст. 12 ПС РФ является одним из способов защиты гражданских прав. Просил суд признать незаконным бездействие ООО «Эскорт-авто М» по непринятию мер к проведению оценки уязвимости транспортных средств, разработке плана по обеспечению транспортной безопасности; обязать ООО «Эскорт-авто М» произвести оценку уязвимости транспортных средств, разработать план по обеспечению транспортной безопасности.

    Судом постановлено приведенное выше решение.

    В кассационной жалобе ООО «Эскорт-авто М» ставит вопрос об отмене решения суда. Считает, что суд при вынесении решения неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны. Судом нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права.

Просит отменить решение суда и прекратить производство по делу.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, при проведении Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу плановой, выездной проверки ООО «Эскорт-авто М» по обеспечению транспортной безопасности было выявлено отсутствие плана обеспечения транспортной безопасности ООО «Эскорт-авто М» и транспортных средств, то есть установлено нарушение требований законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности. 24.01.2011 года вынесено инспекторское предписание № о принятии мер по устранению выявленных нарушений и предоставлении документов, подтверждающих устранение нарушений, в срок до 30.09.2011 года.

Проведенной впоследствии 15.02.2011 года прокуратурой Ленинского района г.Кирова проверкой исполнения требований законодательства о транспортной безопасности, выявлены грубые нарушения закона ООО «Эскорт-авто М»: не проведена оценка уязвимости транспортных средств: ПАЗ 4234, ПАЗ 4230-03, ПАЗ 320540, ПАЗ 32054 R, ПАЗ 32054-07, ЛиАЗ, HIGER 6118, HIGER 6891, а также не разработан план по обеспечению транспортной безопасности. Кроме того, не предпринимается реальных мер к устранению ранее выявленных нарушений.

В соответствии с положениями части 1 статьи 6 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.

Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Минтранса РФ от 03.11.2009 №194.

В нарушение указанных положений закона, ответчиком не направлены заявление и документы о проведении категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в компетентный орган - Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.

Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 №87.

Судом установлено, что в нарушение указанных норм закона оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры ответчиком не проведена, действий, направленных на устранение выявленного нарушения не предпринимается.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. При этом Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 №34.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о разработке плана обеспечения транспортной безопасности ООО «Эскорт-авто М» и транспортных средств суду не представлено.

Действия ответчиков: направление запросов о наличии специализированных организаций, осуществляющих оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, внесение предложений о проведении оценки на уровне предприятий изготовителей, - не свидетельствуют о намерении руководства ООО «Эскорт-авто М» устранять нарушения действующего законодательства в сфере транспортной безопасности, выявленные в ходе проверок УГАН и НОТБ по ПФО Ространснадзора и прокуратуры Ленинского района г.Кирова, что свидетельствует о бездействии ООО «Эскорт-авто М» по проведению оценки уязвимости транспортных средств, разработке плана по обеспечению транспортной безопасности.

При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу, что исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия ООО «Эскорт-авто М» по принятию мер к проведению оценки уязвимости транспортных средств, разработке плана по обеспечению транспортной безопасности и обязании ООО «Эскорт-авто М» произвести оценку уязвимости транспортных средств, разработать план по обеспечению транспортной безопасности подлежат удовлетворению, поскольку неисполнение указанных требований закона создает реальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе совершения террористических актов, подлежат удовлетворении.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит несостоятельными и не подлежащими удовлетворению.

Судом в полном объеме исследованы все обстоятельства по делу, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального и материального права судом не допущено.

Поэтому судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

                                    О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г. Кирова от 06 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО «Эскорт-авто М» - без удовлетворения.

Председательствующий:                              Судьи: