18.07.2011



Судья Едигарева Т.А.                                                                      дело № 33- 2282

                                                                                   30 июня 2011 года

                    К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Шевченко Г.М.,

судей Шерстенниковой Е.Н. и Стексова В.И.,

с участием прокурора Новиковой И.В.,

при секретаре Сивковой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 30 июня 2011 года дело по кассационной жалобе «Сбербанк России» ОАО в лице Кировского отделения № 8612 на решение Октябрьского районного суда города Кирова от 25 мая 2011 года, которым на «Сбербанк России» ОАО в лице Кировского отделения № 8612 возложена обязанность создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа в здание дополнительного офиса № 8612/0153, расположенного по адресу: г.Киров. <адрес>, а именно оборудовать его пандусом и поручнями с учетом требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Шерстенниковой Е.Н., судебная коллегия

         У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Нововятского района г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к «Сбербанк России», ОАО в лице Кировского отделения № 8612 о возложении обязанности по совершению определенных действий. В обоснование заявленных требований указал, что ответчиком не соблюдаются требования законодательства о социальной защите инвалидов, а именно в нарушение требований ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» ответчиком не созданы условия инвалидам по беспрепятственному доступу в здание офиса № 8612/0153 Сбербанка России, расположенному по адресу: г. Киров, <адрес>. Мер по согласованию с общественными объединениями инвалидов, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, не принято. Указанные нарушения, ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.

Прокурор просил обязать ответчика обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ в здание офиса № 8612/0153 Сбербанка России, расположенному по адресу: г. Киров, <адрес>, оборудовать его пандусом и поручнями с учетом требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и техническим требованиям к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и ошибочность выводов суда. Считает, что примененный судом при рассмотрении дела СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» не предусматривает обязанности собственника здания произвести реконструкцию здания (помещения) за свой счет. Истец не доказал, что оборудование здания пандусами и поручнями возможно без реконструкции здания. Полагают, что суд применил нормы права, не подлежащие применению. Считают, что являются ненадлежащими ответчиками, так как законодатель отнес создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры к полномочиям органов местного самоуправления. Задание, по поводу которого возник спор, к объектам социальной инфраструктуры не относится. Совершение большинства банковских операций, связанных с расчетами населения, может осуществляться гражданами с помощью различных средств связи.

Заслушав объяснения ответчика представителя ответчика Пермяковой О.Л., поддержавшей жалобу, прокурора Новикову И.В., полагавшую решение районного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Правительство РФ, органы исполнительной власти РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В соответствии со Сводом правил по проектированию и строительству СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», одобренным постановление Госстроя РФ от 16 июня 2001 года № 72 (пункт 1.7) основным принципом формирования архитектурной среды, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания), проживания и месту приложения труда.

Положения данного документа распространяются на проектирование и реконструкцию зданий учреждений различных форм собственности. В соответствие со СНиП 35-01-2001, принятыми постановлением Госстроя РФ 16 июля 2001 года № 73, он предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения.

В соответствии с разделом 3 данного СНиП «Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам» в здании должен быть, как минимум, один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для МНГ подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.

Как установлено судом первой инстанции, «Сбербанк России» ОАО в лице Кировского филиала № 8612 имеет структурное подразделение № 8612/0153, расположенное по адресу: г. Киров, <адрес>. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17.12.2001 года, выданному на основании Акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 29.05.1996 г., утвержденного распоряжением администрации Нововятского района г. Кирова № 284 от 14.06.1996 года, здание, в котором расположено структурное подразделение № 8612/0153, находится в собственности Сбербанка России.

Из материалов дела следует, что доступ определенной категории инвалидов в данное здание не обеспечен.

Суд правильно указал, что имеет место бездействие со стороны ответчика. При этом суд возложил на ответчика обязанность обеспечить доступ в здание путем устройства пандусов и поручней. Обязанности ответчика по проведению реконструкции здания решение не содержит, в связи с чем доводы кассационной жалобы в этой части не состоятельны.

Не основаны на нормах права ссылки в жалобе на отсутствие у ответчика установленной решением обязанности.

Как непосредственно указано в ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) соответствующие условия создают, в том числе, организации независимо от форм собственности.

Указанное следует из общепризнанных международных норм права и закреплено в Конституции РФ.

В соответствии со ст. ст. 9, 10 Конвенции ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года, которая подписана Российской Федерацией согласно распоряжению Президента РФ от 5 августа 2008 года № 450-п, для того, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Государства-участники вновь подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.

Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяется Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Таким образом, инвалиды имеют такое же, как и иные граждане, право непосредственного посещения здания банка по ул. <адрес> г. Кирова. Однако реализация этого права находится в непосредственной зависимости от ответчика, который являясь собственником здания, непосредственно эксплуатирующим его в целях предоставления банковских услуг населению, техническую возможность для доступа в него инвалидов не обеспечил.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит вынесенное решение законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает.

Приведенные в кассационной жалобе доводы являются не состоятельными и отмену обжалуемого судебного постановления не влекут. Они не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, а фактически направлены на переоценку выводов районного суда. Однако оснований для этого не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

                О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда города Кирова от 25 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: