Судья Черникова О.Ф. Дело № 33-1991 09 июня 2011 года КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе: председательствующего судьи Мартыновой Т.А., судей Сметаниной О.Н., Шерстенниковой Е.Н., при секретаре Бочкаревой О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 09 июня 2011 года кассационную жалобу Администрации Юрьянского района Кировской области на решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 28 апреля 2011 года, которым постановлено: Исковые требования Шкалиной НВ удовлетворить. Взыскать с Администрации Юрьянского района Кировской области за счет казны Муниципального образования «Юрьянский район Кировской области» в пользу Шкалиной НВ убытки в размере <данные изъяты>., расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>., а всего <данные изъяты>.. Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Сметаниной О.Н., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Шкалина Н.В.обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков. В обоснование требований указала, что с 17.04.2001по настоящее время работает в МУЗ «Юрьянская центральная районная больница» процедурной медицинской сестрой инфекционного отделения. Статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции до 2005 года) предусматривалось право медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. До 1 января 2005 года медицинские работники указанного учреждения пользовались этим правом. С принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены.За период с 01.12.2007 по 31.12.2010, когда она должна была пользоваться указанными льготами, ею оплачено за наём жилья <данные изъяты>., отопление жилья - <данные изъяты>., электроэнергию - <данные изъяты>. В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» в виде частичной компенсации расходов на оплату жилого помещении и коммунальных услуг ей было начислено и выплачено - <данные изъяты> Просила взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в качестве компенсации за наём жилого помещения, отопление и использование электроэнергии - <данные изъяты>.. Определением Октябрьского районного суда г.Кирова от 20.12.2010 к участию в деле привлечены в качестве соответчика администрация ЗАТО п.Первомайский Кировской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП «Уют», МУП ЖКХ «Теплосети», ОАО «Кировэнергосбыт», Департамент финансов Кировской области, МУЗ «Юрьянская центральная районная больница». 30.03.2011 судом в качестве соответчика привлечена Администрация Юрьянского района Кировской области, процессуальное положение ЗАТО Первомайский Юрьянского района Кировской области изменено с соответчика на третье лицо. Судом постановлено вышеприведенное решение. С решением суда не согласна Администрация Юрьянского района Кировской области. В кассационной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение о взыскании причитающейся Шкалиной Н.В. суммы с Министерства финансов Российской Федерации. В обоснование указывает, что не является надлежащим ответчиком по делу. Российская Федерация,установив льготы для медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, не исполнила свою обязанность по компенсации таких льгот. Возложение обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам - медицинским работникам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. От Управления Федерального казначейства по Кировской области поступили возражения на кассационную жалобу, в которых указано на законность решения суда. Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя администрации Юрьянского района Казакову А.П., Шкалину Н.В., находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям. Шкалина Н.В. с 17.04.2001 работает медсестрой МУЗ «Юрьянская центральная районная больница», проживает по адресу: <адрес> Согласно справке администрации ЗАТО Первомайский Шкалиной Н.В. и ее семье льготы по оплате коммунальных услуг не предоставлялись. Шкалина Н.В., как медсестра МУЗ «Юрьянская центральная районная больница», в соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в ред. до 01.01.2005) пользовалась правом на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением до декабря 2004 года включительно. Учредителем МУЗ «Юрьянская центральная районная больница» является Администрация Юрьянского района Кировской области. С 01.01.2005 предоставление истице жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями было прекращено. Шкалиной Н.В. в соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО начислена и выплачена частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: в 2007 году - <данные изъяты>, в 2008 году - <данные изъяты>., в 2009 году- <данные изъяты>., в 2010 году - <данные изъяты>., итого - <данные изъяты>.. За период с 01.12.2007 по 31.12.2010 Шкалина Н.В. за счет своих средств оплатила наем жилья - <данные изъяты>., отопление - <данные изъяты>., электроэнергию - <данные изъяты>., всего - <данные изъяты>.. В соответствии с пунктом«ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратила силу. Данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Судом установлено, что до 01.01.2005 истец пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. В соответствии с действующим с 01.01.2005 законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения, того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на органы местного самоуправления. Пункт 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31.12.2004. До настоящего времени меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохраненияв муниципальном образовании «Юрьянский район Кировской области» не установлены. Данное обстоятельство не должно нарушать право истца на получение мер социальной поддержки в полном объеме с 01.01.2005. Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется закрепленным в статье 133 Конституции Российской Федерации и конкретизированным в федеральных законах правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.06.2004 N 12-П по делу о проверке конституционности положений статей 155, 156 и 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащеебюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации (абзац третий пункта 1 и пункт 3 статьи 86, статьи 129 и 135). Из приведенных выше норм права во взаимосвязи с положениями Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса Российской Федерации в ныне действующих редакциях следует, что расходы по несению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке. Доводы жалобы, направленные к иной оценке фактических обстоятельств по делу, ошибочны и не являются основанием к отмене решения суда. С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 28 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Юрьянского района Кировской области без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: