04.08.2011 Загарских



Судья Черникова О.Ф. Дело № 33- 2330

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе

председательствующего Ворончихина В.В.

судей областного суда Кирсановой В.А., Мартыновой Т.А.

с участием прокурора Новиковой И.В.

при секретаре Бабинцевой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в гор. Кирове 05 июля 2011 года

гражданское дело по кассационной жалобе Администрации МО «Город Киров» на решение Октябрьского районного суда от 10 июня 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Кирова удовлетворить. Обязать МДОУ детский сад общеразвивающего вида г.Кирова устранить нарушения по охране труда, произвести аттестацию рабочих мест и информировать работников детского сада о результатах аттестации, а МО «Город Киров» осуществить для этого финансовое обеспечение МДОУ детский сад общеразвивающего вида г.Кирова.

Заслушав доклад судьи областного суда Кирсановой В.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Октябрьского района г. Кирова в интересах неопреде­ленного круга лиц обратился в суд с заявлением к МДОУ детский сад общеразвивающего вида г. Кирова, МО «Город Киров» о признании бездействия незаконным и об обязании устранить нарушения законодательства об охране труда. В обоснование указано, что в ходе проверки исполнения трудового законодательства в МДОУ детский сад г. Кирова установлено, что согласно штатному расписанию имеются рабочие места: заведующий, старший воспитатель, воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, младший воспитатель, помощник воспитателя, заведующий хозяйством, заведующий складом, делопроизводитель, шеф- повар, повар, кухонный рабочий, кастелянша, машинист по ремонту и стирке белья, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию зданий, слесарь-сантехник, дворник, сторож, швея, старшая медицинская сестра, медицинская сестра. Аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена. Согласно смете, аттестации подлежит 3 рабочих места, что является недостаточным, поскольку аттестации подлежат все указанные места. Учредителем детского сада является МО «Город Киров» в лице администрации г. Кирова. Таким образом, МДОУ г. Кирова и муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации г. Кирова не выполняют обязанности в области охраны труда. Просит признать незаконным бездействие МДОУ г. Кирова и МО «Город Киров» в лице администрации г. Кирова, выразившееся в отсутствии организации и проведении в учреждении аттестации рабочих мест по условиям труда, обязать МО «Город Киров» в лице администрации г.Кирова осуществить финансовое обеспечение учреждения в целях проведения в МДОУ аттестации рабочих мест, обязать МДОУ г. Кирова устранить нарушения по охране труда, произвести аттестацию рабочих мест и информировать работников детского сада о результатах аттестации.

Определением суда от 26.05.2011г. производство по делу прекращено в части требования о признании незаконным бездействия муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида г. Кирова и МО «Город Киров» в лице администрации г. Кирова в связи с отказом прокурора от иска в этой части.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Администрация МО «Город Киров» ставит вопрос об отмене решения. Указано на отсутствие доказательств бюджетного финансирования учреждения на цели аттестации рабочих мест. Заявку на проведение аттестации мест в Управление образования детский сад не подавал. Считают, что Управление образования является ненадлежащим ответчиком, так как в функции управления входит рассмотрение и утверждение сметы расходов муниципальных образовательных учреждений.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя МДОУ детский сад общеразвивающего вида Попову Е.М., заключение прокурора Новиковой И.В. об оставлении решения в силе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 20 ТК РФ По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей - казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ч. 1 ст. 21 ТК РФ устанавливает, что работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

Ч. 2 ст. 22 ТК РФ обязывает работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Постановлением Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года № 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В соот­ветствии с п.п.1, 2 данного Порядка аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осущест­вления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государ­ственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Пунктом 5 указанного Порядка предусмотрено, что сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Установлено, что в нарушение указанных положений законодательства в МДОУ детский сад г. Кирова аттестация рабочих мест по условиям труда в 2010 году не проводилась, часть рабочих мест аттестована в 2011 г. В смете МДОУ детский сад г. Кирова на 2011 год бюджетных ассигнований на проведение аттестации рабочих мест не запланировано. В этой связи прокурором предъявлены обоснованные требования об устранении допущенных нарушений.

Судом правомерно удовлетворены требования прокурора к учредителю образовательного учреждения, которым согласно пункту 1.8 Устава детского сада является МО «Город Киров» в лице администрации города Кирова.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Муниципальное образование может создавать муниципальные учреждения.

В соответствии с п. 5.2 Устава детского сада источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются средства, в том числе, и денежные средства из местного бюджета.

В силу ст.16, 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 16.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа и в числе прочих относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п.п.2 п.4 ст.22 Устава МО «Город Киров», утвержденного Решением Кировской городской Думы от 29.06.2005 №42/19 «Об уставе муниципального образования «Город Киров», в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. Представительный орган муниципального образования «Город Киров» - городская Дума.

В соответствии с п.1.2, 1.8, 2.5 Положения об управлении образования администрации г.Кирова, утвержденного решением Кировской городской Думы от 25.04.2007 №2/9, управление является отраслевым (функциональным) органом администрации города Кирова, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере образования на территории муниципального образования «Город Киров», в функции которого входит рассмотрение и утверждение сметы расходов муниципальных образовательных учреждений.

Учредителем МДОУ детский сад общеразвивающего вида г.Кирова является муниципальное образование «Город Киров». Финансовое обеспечение выполнения функций муниципального учреждения осуществляется его учредителем за счет средств соответствующего бюджета.

С учетом указанных положений закона, коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Нарушения норм материального права, влекущее отмену решения, не установлено.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Октябрьского районного суда от 10 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации МО «Город Киров» - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: