Судья Шамрикова В.М. Дело № 33-2255 19июля 2011 года КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Орлова A.M., судей Носковой Г.Н., Опалева О.М., при секретаре Рыбакове Н.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 19 июля 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Корнелюка В.М. - Наговицына Ю.А. на решение Ленинского районного суда г.Кирова от 02 июня 2011 года. которым постановлено: Корнелюку В.М. в иске к ФГУ ГБ МСЭ по Кировской области о признании незаконным отказа установить степень утраты профессиональной трудоспособности, о понуждении установить степень утраты профессиональной трудоспособности, выдать справку и акт - отказать. Заслушав доклад судьи Носковой Г.Н., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Корнелюк В.М. обратился в суд с иском к ФГУ ГБ МСЭ по Кировской области об обязании ГБ МСЭ по Кировской области экспертный состав № 1 установить степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах, выдаче выписки из акта освидетельствования и справки установленного образца о результатах установления утраты профессиональной трудоспособности в процентах. В обоснование иска указал, что он является инвалидом 3 группы вследствие заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией на ЧАЭС. ДД.ММ.ГГГГ Экспертный состав № 1 ГБ МСЭ по Кировской области установил ему инвалидность, при этом не определил степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах, как это предусмотрено п.5 ч.З ст.8 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В марте 2011 года Корнелюк В.М. обратился в экспертный состав № 1 ГБ МСЭ по Кировской области с заявлением об установлении ему степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах. На данное заявление им получен отказ от ДД.ММ.ГГГГ, со ссылкой на Разъяснения № 6 «О порядке применения учреждениями государственной службы МСЭ пункта 25 части 1 статьи 14 и пункта 11 части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.10.2001 г. № 79. Считает, что указанное Разъяснение подлежит применению исключительно для случаев, когда гражданин желает получать возмещение вреда в соответствии с п.25 ч.1 ст. 14 базового Закона, и не применимо, если гражданин намерен требовать возмещение вреда на основе норм гражданского законодательства, обратившись за защитой своих прав в судебном порядке. Поскольку он намерен требовать возмещения вреда не в соответствии с вышеназванным пунктом базового Закона, а в соответствии с нормами гражданского законодательства, то данное разъяснение не подлежит применению. Для подачи в суд иска о возмещении вреда по нормам гражданского законодательства, требуется знать степень утраты профессиональной трудоспособности, поскольку без этого невозможно установить цену иска. Определение степени утраты профессиональной трудоспособности производится учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, а степени утраты общей трудоспособности - судебно-медицинской экспертизой в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения. Таким образом, поскольку отказ в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах противоречит п.5 ч.3 ст.8 ФЗ от 24.11.1995г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», просил суд обязать экспертный состав № 1 ГБ МСЭ по Кировской области установить ему степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах, выдать выписку из акта освидетельствования и справку о результатах установления утраты профессиональной трудоспособности в процентах установленного образца. В судебном заседании истец Корнелюк В.М., его представитель по доверенности Наговицын Ю.А, дополнили исковые требования, просили признать отказ экспертного состава № 1 ГБ МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ в установлении степени утраты трудоспособности в процентах незаконным. На удовлетворении уточненных исковых требований настаивали. Судом постановлено приведенное выше решение. В кассационной жалобе представитель Корнелюка В.М.- Наговицын Ю.А. считает, что суд первой инстанции не учел, что ФГУ ГБ МСЭ, отказав ему в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, ссылаясь на Постановлением Минтруда от 31.10.2001г. № 79, нарушило при этом п.5 ч. 3 ст. 8 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. В отзыве на кассационную жалобу представитель Главного бюро МСЭ по Кировской области Гнутов В.П. просит решение оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения. Изучив материалы дела, заслушав представителя истца Корнелюка В.М. -Наговицына Ю.А. обсудив доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему. Из материалов дела следует, что Корнелюк В.М. является ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС и инвалидом 3 группы вследствие заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Впервые Корнелюк В.М. был освидетельствован ФГУ Главное бюро МСЭ по Кировской области ДД.ММ.ГГГГ, в результате ему была установлена третья группа инвалидности с причиной «заболевание получено при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией па ЧАЭС» сроком на 5 лет - до ДД.ММ.ГГГГ. При этом процент утраты трудоспособности не устанавливался. При очередном переосвидетельствовании в сентябре 2008 года Корнелюку В.М. установлена третья группа инвалидности с прежней причиной инвалидности на пять лет - до ДД.ММ.ГГГГ и ограничение способности к трудовой деятельности первой степени. Процент утраты трудоспособности также не устанавливался. В настоящее время истец получает возмещение вреда на основании базового Закона. ДД.ММ.ГГГГ Корнелюк В.М. обратился в ФГУ ГБ МСЭ по Кировской области экспертный состав № 1 с заявлением об установлении ему степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах. Согласно разъяснений № 6 от 31.10.2001 г. «О порядке применения учреждениями государственной службы МСЭ пункта 25 части первой статьи 14 и пункта 11 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.10.2001г. № 79. экспертным решением от ДД.ММ.ГГГГ процент утраты трудоспособности не установлен, Согласно ст. 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определение степени утраты профессиональной трудоспособности возлагается на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы. В соответствии с п. 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее базового Закона) (в ред. от 7 августа 2000 г.) было предусмотрено право граждан-инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Федеральным законом от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ в статью 14 базового Закона были внесены изменения. Пунктом" 25 части 1 статьи 14 базового Закона в редакции ФЗ от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ (пункт 15 части 1 статьи 14 базового Закона в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) установлено, что возмещение вреда гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, производится в виде ежемесячной денежной компенсации в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности, а не исходя из заработка. Исходя из этого, инвалиды-чернобыльцы, впервые обратившиеся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 г., имеют право в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 базового Закона на возмещение вреда в твердых суммах,, исходя только из группы инвалидности, а не как это было ранее - в зависимости от заработка и степени утраты трудоспособности. Согласно абзацу 2 пункта 1 Разъяснения о порядке применения учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы пункта 25 части статьи 14 и пункта 11 части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС» при установлении инвалидности, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, лицам, впервые освидетельствованным в учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеющим право на льготы и компенсации, предусмотренные статьей 14 Закона, степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах не определяется. Таким образом, устанавливать степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах инвалидам-чернобыльцам, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 г., нет необходимости, в связи с чем ГБ МСЭ по Кировской области Экспертным составом № 1 было обоснованно отказано Корнелюку В.М. в установлении процента утраты трудоспособности в процентах. Статья 8 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», устанавливает компетенцию федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, а порядок, правила и критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах определяются иными нормативно-правовыми актами РФ, в том числе нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которыми согласно п. 1.5. Устава должно руководствоваться ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кировской области». Согласно статье 24 ФЗ РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Статья 24 базового Закона предусматривает основания для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, и не устанавливает обязанность уполномоченных органов во всех случаях при наличии заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий решать вопрос об установлении степени утраты трудоспособности. На основании изложенного суд обосновано пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.: Суд первой инстанции дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела. Решение суда постановлено в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права. Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ленинского районного суда г.Кирова от 02 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Корнелюка В.М. -Наговицына Ю.А. - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи:
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» установление причинной связи развившихся заболеваний
и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется
межведомственными экспертными советами и военно-врачебнымикомиссиями.