Судья Шишкина Н.И. Дело № 33-2535 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В. судей областного суда Кирсановой В.А., Сметаниной О.Н. при секретаре Загарских Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в гор.Кирове 28 июля 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Юрьянского района Кировской области на решение Юрьянского районного суда от 27 июня 2011 года, которым постановлено: Исковое заявление Караваевой Т.В. удовлетворить. Взыскать с администрации Юрьянского района в пользу Караваевой Т.В. за счет казны МО «Юрьянский район » денежные средства в размере 72382 руб.59коп., расходы по оплате госпошлины в размере 2371 руб. 48 коп., всего 74754руб.07коп. Заслушав доклад судьи областного суда Кирсановой В.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА Караваева Т.В. обратилась в суд с иском к администрации Юрьянского района о взыскании компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальным услугам, указано, что с 1999 г. по 11 января 2011 года она работала в МУЗ «Юрьянская центральная больница » в должности медсестры палаты реанимации и интенсивной терапии. До декабря 2004г. пользовалась льготами на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением на основании ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». С принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилья с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в ст.63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья населения граждан» был внесен ряд изменений. Положение закона о праве врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением, признано утратившим силу. Одновременно введены части 4-6, согласно которым меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам устанавливаются Правительством РФ. Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются органами местного самоуправления. Закон Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» от 03 ноября 2004 г. № 267-30, в действующей редакции, в ст.2 указывает на категории специалистов, имеющих право на частичную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в п.2 ч.1 указаны медицинские и фармацевтические работники учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания населения. В соответствии со ст.4 данного Закона в редакции от 06 октября 2008 г. размер частичной компенсации расходов составляет <данные изъяты>, в 2007 г. составлял <данные изъяты> в месяц, в 2008 г. - <данные изъяты> в месяц, в 2009 г. - <данные изъяты> в месяц. Размер частичной компенсации расходов увеличивается и утверждается правительством Кировской области. Размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание квартир с освещением и отоплением, что существенно нарушило права данной категории лиц, в том числе и её права. За период с 01. 06.2008 г. по 31.12. 2010 г. в период действия льгот ею оплачено за счет своих средств за наем жилья, отопление, электроэнергию в размере <данные изъяты> В соответствии с Законом Кировской области № 267-ЗО от 03 ноября 2004 года, ей начислена и выплачена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за указанный период в размере <данные изъяты>. Разница между уплаченными ею денежными средствами составила <данные изъяты> Просит удовлетворить иск за счет Администрации. Судом постановлено указанное решение. В кассационной жалобе Администрация Юрьянского района просит об отмене решения, указано на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска за счет казны муниципального образования «Юрьянский район». Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика Маракулину Т.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствие с частью 2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. до 01.01.2005 г.) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. Пунктом 50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 г. 122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, ст.62 дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ, те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления. В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 №267-ЗО фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Размер частичной компенсации в 2007 году установлен 117 рублей ежемесячно, в 2008 году - 137 рублей ежемесячно, в 2009 году -400 рублей в месяц. В соответствии с действующим с 01.01.2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления. Согласно преамбуле Закона РФ № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств. Пункт I ст. 153 Закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года указывает на то, что лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом. Пункт 2 ст. 153 Закона № 122-ФЗ содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего ФЗ нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года. Таким образом, Закон Кировской области № 267-ЗО не освобождает муниципальное образование от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствии с ч.6 ст.63 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" за счет бюджета органа местного самоуправления. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников. Из указанных норм следует, что действующее федеральное законодательство РФ и законодательство Кировской области не содержит в себе положений о наличии обязанности субъектов Российской Федерации производить финансирование компенсаций по оплате коммунальных услуг медицинских работников, относящихся к иному публичному образованию -соответствующему органу местного самоуправления. Как было установлено, до настоящего времени, меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, администрацией Юрьянского района Кировской области не установлены. В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами. Отсутствие у муниципального образования необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан, так как обязанность по финансированию соответствующих льгот и компенсаций не ставится в зависимость от наличия соответствующих финансовых средств. МУЗ «Юрьянская центральная больница », в которой работает Караваева Т.В., являлось и является муниципальной организацией здравоохранения, учредителем учреждения является администрация Юрьянского района Кировской области. Ответчиком мер правового регулирования, в том числе правовых актов, регулирующих права медицинских работников, размер льгот и компенсаций, порядок их предоставления, источник финансирования, не принималось, суду не представлено доказательств об обращении в органы исполнительной власти Кировской области или иное публичное образование с заявлением о предоставлении субвенций, субсидий для финансирования соответствующих льгот и компенсаций. С учетом изложенного, вывод суда об удовлетворении иска, коллегия находит правомерным. Руководствуясь ст. ст.360. ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Юрьянского районного суда от 27 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Юрьянского района - без удовлетворения. Председательствующий Судьи: