09.08.2011



Судья Никонов К.Ф.       Дело № 33-2602

         28 июля 2011 г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Шевченко Г.М.

и судей Мартыновой Т.А., Сидоркина И.Л.

с участием прокурора Шибановой Н.Е.

при секретаре Калабиной А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 28 июля 2011 г. дело по кассационной жалобе УФПС Кировской области - филиал ФГУП «Почта России» на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 09 июня 2011 г., которым постановлено:

Обязать Кировский почтамт УФПС Кировской области - филиал ФГУП «Почта России» создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к зданию почтового отделения связи, расположенного по адресу <адрес>, оборудовав его пандусом и поручнями с учетом требований СНиП 35-01-2001 и технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Заслушав доклад судьи Шевченко Г.М., представителя УФПС Кировской области - филиал ФГУП «Почта России» Коробейникову С.В., поддержавшую жалобу, прокурора Шибанову Н.Е., полагавшую решение подлежащим изменению в части надлежащего ответчика, судебная коллегия

    У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Верхнекамского района Кировской области обратился в суд с иском к УФПС Кировской области, в котором указал, что в нарушение требований действующего законодательства вход в объект социальной инфраструктуры отделение почтовой связи <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> не обеспечен специальными приспособлениями облегчающими доступ инвалидов в здание. Бездействием ответчика нарушаются права граждан инвалидов и других маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры, просит обязать филиал УФПС Кировской области обеспечить отделение почтовой связи <адрес>, расположенное по адресу: <адрес> специальным приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, в соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ.

Судом постановлено указанное выше решение.

С решением суда не согласно УФПС Кировской области - филиал ФГУП «Почта России», в жалобе просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение, указывает, что Кировский почтамт является ненадлежащим ответчиком, он является структурным подразделением филиала и осуществляет часть его функций на территории <адрес> и прилегающей к городу территории <адрес> и <адрес> отделения почтовой связи, расположенные в <адрес>, не входят в структуру Кировского почтамта, обязанность по установлению пандуса лежит на собственнике здания ТУ Федерального агентство по управлению государственным имуществом по <адрес>, ФГУП «Почта России» не является ни государственным органом, ни организацией, которой бы помещения принадлежали на праве собственности, у них не возникла обязанность по оборудованию помещения средствами для беспрепятственного доступа инвалидов, федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся федеральные предприятия связи - соисполнителем государственной программы «Доступная среда на 2011 - 2015 годы» утверждено Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В возражениях на жалобу прокурор Верхнекамского района указывает, что считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела и содержания решения следует, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального права судом при рассмотрении дела не допущено.

В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

Строительные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

В соответствии с п. 1.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.

В соответствии с ст. 46 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи, предназначенным для работы с пользователями услугами связи, в том числе к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи.

Пунктом 2 раздела 5 Постановления Правительства РФ от 17 марта 2011 года № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» предусмотрено обязательное оборудование объектов почтовой связи пандусами и другими специальными устройствами с целью обеспечения их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Из материалов дела следует, что отделение связи, расположенное по адресу: <адрес>, распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации № 3885-р от 9 сентября 2003 г. передано федеральному унитарному предприятию «Почта России», которое имеет филиалы, в том числе УФПС Кировской области.

В ходе проведения проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, проведенной прокуратурой района 28.03.2011 г. выявлены нарушения в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Таким образом, судом правомерно, с учетом фактических обстоятельству дела, представленных доказательств, анализа законодательства, регулирующего данные правоотношения, сделан вывод об обоснованности и законности исковых требований прокурора.

Довод кассационной жалобы о том, что Кировский почтамт является ненадлежащим ответчиком, является обоснованным.

Судом в качестве ответчика было привлечено УФПС Кировской области, которое является филиалом ФГУП «Почта России», Кировский почтамт судом к участию в деле не привлекался. Занимаемое отделением почтовой связи помещение, расположенное по адресу: <адрес> закреплено за ФГУП «Почта России» на праве хозяйственного ведения. Поэтому возложение в решение обязанности на Кировский почтамт обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию отделения почтовой связи, расположенному в <адрес>, нельзя признать законным.

С учетом изложенного, решение суда в этой части подлежит изменению.          

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 09 июня 2011 г. изменить, обязать УФПС Кировской области - филиал ФГУП «Почта России» создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к зданию почтового отделения связи, расположенного по адресу Кировская область, Верхнекамский район, г. Кире, ул. Кирова. 14, оборудовав его пандусом и поручнями с учетом требований СНиП 35-01-2001 и технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Председательствующий -     Судьи: