02.08.2011



Судья Смирнов В.С.                                                                Дело № 33- 2529

                                                                                                  28 июля 2011 года

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ворончихина В.В.

судей Сметаниной О.Н., Кирсановой В.А.

с участием прокурора Шибановой Н.Е.

при секретаре Загарских Н.В.

рассмотрела 28 июля 2011 года в открытом судебном заседании в городе Кирове

гражданское дело по иску прокурора Лебяжского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к Отделу внутренних дел по Лебяжскому району Кировской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области об устранении нарушений законодательства при содержании обвиняемых и подозреваемых в ИВС

по кассационной жалобе представителя УМВД России по Кировской области

на решение Лебяжского районного суда Кировской области от 14 июня 2011 года,

которым постановлено:

Иск прокурора Лебяжского района Кировской области удовлетворить.

Обязать Отдел внутренних дел по Лебяжскому району Кировской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области оборудовать изолятор временного содержания Отдела внутренних дел по Лебяжскому району Кировской области отгороженными туалетами, вытяжной вентиляцией, прогулочным двором, помещением для свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками в соответствии с Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 г. № 950.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Сметаниной О.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А

Прокурор Лебяжского района Кировской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОВД по Лебяжскому району Кировской области об устранении нарушений законодательства при содержании обвиняемых и подозреваемых в ИВС указав, что при проверке ИВС ОВД Лебяжского района установлено, что камеры ИВС не оборудованы санитарным узлом с соблюдением требований приватности. Вентиляция находится в неисправном состоянии. Радиоприемники для вещания общегосударственной программы в камерах отсутствуют. Прогулочного двора не имеется. ИВС не оборудовано специальным помещением для свиданий подозреваемых, обвиняемых с родственниками. Не созданы условия для свидания подозреваемого или обвиняемого с защитником. Просит обязать ОВД оборудовать камеры ИВС санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности, радиодинамиками для вещания общегосударственной программы, вентиляцию привести в исправное состояние, оборудовать прогулочный двор, оборудовать ИВС специальным помещением для общения с родственниками, создать условия для свидания подозреваемого или обвиняемого с защитником.

По делу в качестве соответчика привлечены Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области, в качестве третьих лиц Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кировской области, Муниципальное образование Лебяжский муниципальный район Кировской области.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

С решением не согласен представителя УМВД России по Кировской области, просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что прокурор не полномочен предъявлять в суд данное исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц, а в силу закона «О прокуратуре» должно быть вынесено представление об устранении нарушений закона. Устранение имеющих место нарушений условий содержания задержанных невозможно без реконструкции здания. Осуществление названных мероприятий не входит в компетенцию ОВД по Лебяжскому району. Денежные средства на осуществление капитального строительства, реконструкции ИВС отделу не выделялись и выделены быть не могут, т.к. ОВД не может быть заказчиком по договорам капитального строительства (реконструкции), для этого необходимо наличие соответствующей лицензии на осуществление строительной деятельности. Указанную лицензию имеет УМВД России по Кировской области, которое согласно приложению к приказу МВД РФ от 27.04.2011г. № 302 имеет право организовывать капитальное строительство, реконструкцию, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, находящихся в оперативном управлении УМВД России по Кировской области. УМВД России по Кировской области является бюджетным учреждениям и выполняет установленные законодательством функции исходя из целевого характера и объёма ассигнований, предусмотренных сметой. Главным распорядителем бюджетных средств для УМВД России по Кировской области является МВД Российской Федерации, которое и является надлежащим ответчиком.

От прокуратуры Лебяжского района поступили возражения на кассационную жалобу, в которых указано на законность принятого решения.

Судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Проверив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления" от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Положениями указанного Закона предусматривается право подозреваемых и обвиняемых на создание бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (ст. 23); также предусмотрена обязанность администрации указанных мест выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Судом первой инстанции установлено, что при проверке ИВС ОВД Лебяжского района установлены нарушения требований Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления", которые зафиксированы соответствующими актами.

Сам факт наличия нарушений, перечень которых приведен прокурором в исковом заявлении, представителями ответчиков в ходе судебного разбирательства не оспаривался.

Установив фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.

При этом суд правильно исходил из того, что имеющиеся в ИВС нарушения (технические, санитарно-гигиенические и др.) являются существенными и ущемляют права и законные интересы пребывающих в нем лиц: право на обеспечение бытовыми условиями, отвечающими требованиям гигиены, санитарии; на надлежащие санитарно-гигиенические условия и т.д. Мотивы, по которым суд пришел к указанному выводу, в решении приведены, вывод является полным, основан на правильном применении норм материального закона. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда.

Правильным является и вывод суда о наличии именно у ответчиков обязанности по устранению выявленных нарушений путем оборудования их огороженными туалетами, вытяжной вентиляцией, прогулочным двором, помещением для свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками.

Согласно п.п. 2, 11, 17 Положения об отделе внутренних дел по Лебяжскому району Кировской области, отдел входит в систему органов внутренних дел РФ и подчиняется Министерству внутренних дел России, Управлению внутренних дел по Кировской области. За отделом внутренних дел в целях обеспечения его деятельности закрепляются на праве оперативного управления или безвозмездного пользования здания, помещение, оборудование. Отдел осуществляет полномочия, в том числе обеспечивает содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания, их охрану и конвоирование.

В силу п. 12 (подпункты 20, 38, 39) Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области, УМВД осуществляет полномочия, в частности - обеспечивает в соответствии с законодательством РФ содержание задержанных и заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование. Осуществляет материально -техническое обеспечение Управления, подчиненных органов и организаций, обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований, а также материальных ресурсов, находящихся в оперативном управлении УМВД России по Кировской области. Является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, администратором доходов федерального бюджета.

В соответствии с Положением об изоляторе временного содержания отдела внутренних дел по Лебяжскому району изолятор является структурным подразделением ОВД по Лебяжскому району и входит в систему милиции общественной безопасности, финансово-плановое, материально-техническое снабжение ИВС ОВД осуществляет УВД по Кировской области.

Проанализировав положения данных нормативных актов, суд пришел к правильному выводу, что ОВД по Лебяжскому району Кировской области и УМВД Российской Федерации по Кировской области являются надлежащим ответчиком и на них следует возложить обязанность по устранению нарушений условий содержания под стражей.

Доводы кассационной жалобы на правильность изложенных в решении выводов не влияют. При этом отсутствие финансирования из федерального бюджета не исключает обязанность ответчиков соблюдать требования Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления" и не допускать нарушения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.

Сам по себе тот факт, что ИВС входят в состав милиции общественной безопасности, финансирование которой осуществляется из бюджетов различных уровней, не свидетельствует о неправильности вывода суда о возникновении у ответчиков обязанности по устранению нарушений.

В материалы дела не представлены документы о реорганизации (ликвидации) ОВД по Лебяжскому району по Кировской области на момент вынесения судом первой инстанции решения. Более того, данное решение не препятствует дальнейшей замене указанного ответчика правопреемником в установленном для этого законодательством порядке.

В решении приведены нормы права, на основании которых сделаны выводы по делу, и оснований считать, что они неправильно применены или истолкованы, не имеется. Доводы ответчика направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а поэтому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А

Решение Лебяжского районного суда Кировской области от 14 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя УМВД России по Кировской области без удовлетворения.

Председательствующий:                                              Судьи: