о взыскани затарат понесенных на оплату коммунальных услуг



Судья Исупова Г.В.                                                        33-2557

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.

и судей Кирсановой В.А., Сметаниной О.Н.,

при секретаре Смоленцеве В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 09 августа 2011 года дело по жалобе на решение Нагорского районного суда Кировской области от 14.06.2011 г., которым постановлено о взыскании с администрации Нагорского района Кировской области в пользу Кротова Е.Р. за счет казны МО «Нагорский район» денежных средств в размере <данные изъяты>

Заслушав доклад судьи Ворончихина В.В., заключение прокурора Шибановой Н.Е. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия

Установила:

Прокурор Нагорского района Кировской области в интересах Кротова Е.Р. обратился в суд с иском, требования которого окончательно сформулированы в судебном заседании, к администрации Нагорского района Кировской области о взыскании затрат, понесенных по оплате коммунальных услуг за три последних года в сумме <данные изъяты>

В обоснование иска указано на то, что Кротов Е.Р., проживающий в сельской местности и работающий зубным техником МУЗ «Нагорская ЦРБ», до 01.01.2005 года включительно пользовался правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, а с 2005 года ему выплачивалась частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг. Всего с 01.01.2005 года по 01.04.2011 года документально подтвержденные затраты, понесенные заявителем на оплату коммунальных услуг и наем жилья, составили <данные изъяты> Частичная компенсация коммунальных платежей за счет средств областного бюджета составила <данные изъяты>. Учитывая, что сведения о произведенных истцом платежах за отопление за 2005 год не сохранились, фактически понесенные расходы за указанный период составил <данные изъяты> В соответствии с действующим с 01.01.2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления. Меры социальной поддержки фармацевтическим и медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения администрацией Нагорского района установлены не были.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе администрации Нагорского района ставится вопрос об отмене судебного постановления и указано на ошибочность его выводов. Кассатор настаивает на прежних доводах о том, что ст.63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» не возлагает обязанность за органы местного самоуправления выплачивать медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения полную компенсацию. Речь идет о мере социальной поддержки. Данное обязательство возложено на субъект Кировской области, медицинские работники, в том числе истица получает частичную компенсацию. Считают себя ненадлежащими ответчиками по делу.

Проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что с 1977 г. истец работает в МУЗ «Нагрская ЦРБ» в должности зубного техника, проживает <адрес>

Нагорская центральная районная больница согласно Уставу, учреждена администрацией Нагорского муниципального района Кировской области, в структуру Учреждения входят стационар, поликлиника.

До 01.01.2005 г. истец пользовался правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.

С 01.01.2005 г. предоставление истцу жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями было прекращено.

В целях реализации Закона Кировской области от 03.11.2004 267-ЗО начислена и выплачена частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 03.05.2008 г. по 01.04.2011 г. в сумме <данные изъяты>

В соответствие с частью 2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. до 01.01.2005 г.) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. Пунктом 50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 г. 122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, ст.62 дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ, те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

Законом Кировской области от 03.11.2004 №267-ЗО предусмотрено, что фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Размер частичной компенсации в 2007 году установлен 117 рублей ежемесячно, в 2008 году - 137 рублей ежемесячно, в 2009 году -400 рублей в месяц.

Согласно преамбуле Закона РФ № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.

Пункт 1 ст. 153 Закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года указывает на то, что лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом.

Пункт 2 ст. 153 Закона № 122-ФЗ содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего ФЗ нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Из содержания и смысла указанных норм следует, что действующее федеральное законодательство РФ и законодательство Кировской области не содержит в себе положений о наличии обязанности субъектов Российской Федерации производить финансирование компенсаций по оплате коммунальных услуг медицинских работников, относящихся к иному публичному образованию - соответствующему органу местного самоуправления.

Поэтому следует согласиться с выводом суда о том, что действующим с 01.01.2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления.

В судебном заседании подтверждено, что, до настоящего времени, меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, администрацией Нагорского района Кировской области не установлены.

Согласно разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами. Отсутствие у муниципального образования необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан, так как обязанность по финансированию соответствующих льгот и компенсаций не ставится в зависимость от наличия соответствующих финансовых средств.

Доводы жалобы, направленные к иной оценке фактических обстоятельств по делу, ошибочны и не являются основанием к отмене решения суда.

С учетом изложенного, вывод суда об удовлетворении иска, коллегия находит правильным.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                             

Определила:

Решение Нагорского районного суда Кировской области от 14 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий                           Судьи: