Судья Шишкина Н.И. Дело 33-2824 16 августа 2011 года КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Ворончихина В.В., судей Сметаниной О.Н., Сидоркина И.Л., при секретаре Смоленцеве В.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Кирове дело по кассационной жалобе Куликовой М.В. на решение Юрьянского районного суда Кировской области от 05 июля 2011 года, которым постановлено: Исковое заявление Куликовой М.В. к администрации Медянского сельского поселения Юрьянского района о признании незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обязании постановки на учет оставить без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Сидоркина И.Л., пояснения представителя истицы Куликовой М.В. - адвоката Шеромова В.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Кировского областного суда УСТАНОВИЛА: Куликова М.В. обратилась в суд с иском к администрации Медянского сельского поселения о признании незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обязании постановки на учет с момента её обращения с заявлением, то есть с <дата>. Указала, что она является вдовой инвалида Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, имеет право на льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах» и Указов Президента РФ от 07 мая 2008 г., в том числе на обеспечение жильем. <дата> она обратилась к ответчику с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением от 17 января 2011 года она была поставлена на учет в очередь нуждающихся в жилых помещениях граждан по договору социального найма с <дата>. Постановлением администрации Медянского сельского поселения от <дата> № была снята с очереди с <дата> по пп.6 ч.1 ст.56 ЖКРФ. Данное постановление считает незаконным и необоснованным, так как своего жилья не имеет ни в собственности, ни по договору социального найма, проживает с дочерью ФИО 1 , которая занимает квартиру по договору социального найма. Переехала жить к дочери в 1999 году из <адрес> из-за отсутствия жилья и необходимости ухода за ней, основанием для регистрации по месту проживания дочери явилось отсутствие у истицы собственного жилья. Членом семьи дочери не является, общее хозяйство с ней не ведет, бюджет раздельный, свои денежные средства расходует по своему усмотрению, лекарства приобретает за свой счет, коммунальные услуги оплачивает из собственных средств. Жилье, в котором она проживает, не соответствует установленным для жилых помещений требованиям, нет горячего водоснабжения, отопления, канализации. Судом вынесено приведенное выше решение. С решением суда не согласна истица Куликова М.В., в кассационной жалобе просит оспариваемое решение суда от 05.07.2011 отменить и дело направить в тот же суд на новое рассмотрение. В жалобе приводит те же доводы, которые ранее были приведены в исковом заявлении, а именно: своего жилья не имеет ни в собственности, ни по договору социального найма; жилье, в котором она проживает, не соответствует установленным для жилых помещений требованиям: нет горячего водоснабжения, отопления, канализации. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к удовлетворению последней. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Таким образом, закон предусматривает обеспечение жильем в качестве меры социальной поддержки лиц, указанных в законе, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которые в силу ст. 52 ЖК РФ должны быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В силу ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Куликова М.В., вдова инвалида Великой Отечественной войны, была вселена к дочери ФИО 1 и ее дочери (внучке истицы) ФИО 2 , проживающим в квартире по адресу: <адрес>, предоставленной ФИО 1 по договору социального найма, как член семьи нанимателя. Указанные обстоятельства сторонами не оспаривается. Порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяется законодательством субъектов РФ. В соответствии с ч.2 ст.5 Закона Кировской области от 4 мая 2007 года «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Кировской области по договорам социального найма» в целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки на учет применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная органом местного самоуправления по месту постоянного жительства гражданина, претендующего на признание нуждающимся в жилом помещении. Постановлением главы Медянского сельского поселения № от <дата> установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 9 кв.м. на одного человека. Согласно данным технического паспорта и акта обследования условий жизни гражданина от <дата> дом, в котором находится квартира ФИО 1 , построен в 1981 году, физический износ здания 35%, площадь квартиры составляет 45,7 кв.м. В квартире имеется водопровод, печное отопление, газоснабжение баллонное, канализация местная. Таким образом, судом было установлено, что обеспеченность общей площадью в квартире по адресу: <адрес>, где проживает истица, на человека выше, чем предусмотрено учетной нормой жилой площади установленной в с. Медяны, и составляет 15,8 кв.м. Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания, делегирует Правительству Российской Федерации полномочия по установлению порядка признания жилого помещения непригодным для проживания (статьи 12, 13, 32). Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение). Оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными, либо непригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта (пункты 42 - 48 Положения). Жилое помещение по адресу: <адрес> в котором проживает истица, не является полностью благоустроенным, однако такой критерий, как степень благоустроенности не установлен жилищным законодательством в качестве основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом суд обоснованно сослался на п. 12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", в котором указано, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Пунктом 41 данного Постановления предусмотрено, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажных жилых домах. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований. Поскольку Куликовой М.В. не представлено доказательства того, что жилое помещение, в котором она проживают, является непригодным для проживания, на основании вышеприведенных норм Закона и, исследовав представленные доказательства, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не основаны на законе, уже были предметом исследования судом первой инстанции, и им была дана надлежащая оценка. Доводы жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда, но обоснованности этих выводов не опровергают, не свидетельствуют о существенных нарушениях судом закона и основаниями для отмены судебного постановления по данному делу не являются. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Юрьянского районного суда Кировской области от 05 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Куликовой М.В. - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: