16.06.2011 о признании бездействия по непринятию мер незаконными



      Судья Шулакова Н.В.                                          Дело 33-2071

                                                                                   16 июня 2011 года

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Шевченко Г.М.,

судей Кирсановой В.А., Сидоркина И.Л.,           

с участием прокурора Новиковой И.В.,

при секретаре Кривошеиной Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове дело по кассационной жалобе ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области на решение Омутнинского районного суда Кировской области от 10 мая 2011г., которым постановлено:

Иск прокурора Омутнинского района удовлетворить.

Признать бездействие ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области по непринятию мер направленных к обеспечению работы свиноводческого хозяйства в режиме предприятий закрытого типа незаконным.

Обязать ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области установить дезбарьер на главном въезде на территорию свиноводческой фермы ФКУ ИК-6 и огородить территорию свиноводческой фермы по всему периметру изгородью, препятствующей бесконтрольному проходу людей и животных.

Взыскать с ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области в доход государства государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Заслушав доклад судьи Сидоркина И.Л., представителей ФКУ ИК-6 по доверенности Галкина В.А. и Корепанова В.В., поддержавших доводы жалобы, представителя Управления Россельхознадзора по Кировской области Потапова Е.Ю. и прокурора Новикову И.В., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Омутнинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к ФБУ ИК - 6 УФСИН России по Кировской области о признании бездействия по непринятию мер, направленных на обеспечению работы свиноводческого хозяйства в режиме предприятий закрытого типа, незаконными, обязании совершить определенные действия. Указал, что прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований законодательства «О ветеринарии», Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий, а также соблюдения требований Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней на участке сельскохозяйственного производства ФБУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области. В ходе проверки установлено, что подсобное хозяйство (участок сельскохозяйственного производства) ФБУ ИК-6 УФСИН по Кировской области размещается на прилегающей территории к жилой зоне учреждения, является специализированным свиноводческим хозяйством. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ свинопоголовье в хозяйстве составляет <данные изъяты> голов, в т. ч. свиноматки и хряки-производители <данные изъяты> голов, к.р.с. <данные изъяты> голов, в т.ч. <данные изъяты> коровы, лошади - <данные изъяты>, жеребенок <данные изъяты>. Хозяйство учреждения осуществляет воспроизводство и откорм свиней, продажу молодняка и мяса свинины. При обследовании фермы для откорма свиней установлено, что все свинопоголовье размещено в кирпичном здании свинарника общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м 1991 года постройки. В ходе проверки установлено, что в нарушение Закона РФ «О ветеринарии», Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий при въезде на территорию свинофермы нет постоянно действующего дезинфицирующего барьера для проведения дезинфекции транспорта. Территория свинофермы не ограждена по всему периметру изгородью, препятствующей бесконтрольному проходу людей и животных, санитарный пропускник отсутствует. То есть, ферма по откорму свиней не работает по принципу закрытого типа. 17.02.2011 года произошла вспышка африканской чумы свиней на территории Нижегородской области, которая граничит с Кировской областью, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО Омутнинский муниципальный район проведено заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций о мерах по предупреждению заноса и распространения возбудителей африканской чумы свиней на территории Омутнинского района. Комиссия     рекомендовала начальникам исправительных учреждений, в том числе ФБУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области, обеспечить работу свинарников в режиме закрытого типа. В июле 2010 года прокуратурой района при участии государственного инспектора отдела ветеринарного надзора ФИО 1 проводилась проверка сельскохозяйственного участка ФБУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>. В ходе проверки были выявлены аналогичные нарушения: отсутствие дезбарьера, отсутствие изгороди по всему периметру, препятствующей бесконтрольном проходу людей и животных, отсутствие санитарного пропускника. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.6 ч.1 КоАП РФ. На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ заместитель начальника ФБУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области привлечен административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа. До настоящего времени выявленные в 2010 году нарушения ФБУ ИК-6 не устранены, мер, направленных к обеспечению работы свиноводческого хозяйства в режиме предприятий зарытого типа, не принято. В связи с чем прокурор Омутнинского района просил суд, с учетом уточненных в ходе рассмотрения дела требований, признать бездействие ФБУ ИК-6 по непринятию мер, направленных к обеспечению работы свиноводческого хозяйства в режиме предприятий закрытого типа, незаконным, обязать ФБУ ИК-6 установить дезбарьер на главном въезде на территорию сельскохозяйственного
участка ФБУ ИК-6 и огородить сельскохозяйственный участок по всему периметру изгородью, препятствующей бесконтрольному проходу людей и животных.

Судом вынесено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области ставится вопрос об отмене решения суда, указано на неправильное применение норм материального права. Полагают, что срок действия Ветеринарно-санитарных правил истек, данные правила не могут применяться к ФКУ, поскольку оно не является специализированным свиноводческим хозяйством, требование об огораживании сельхозучастка не предусмотрено Правилами, в структуре ФГУ ИК-6 нет объекта «свиноводческая ферма», мероприятия по предупреждению заноса и распространения вируса африканской чумы свиней учреждением выполняются, необходимости в установке дезбарьера не имеется.

В возражениях на жалобу прокурор Омутнинского района, Управление Россельхознадзора по Кировской области приводят доводы о законности решения суда и просят оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Согласно п.1.9 ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий (утв. Госагропромом СССР 04.11.1986) территорию каждой зоны озеленяют и огораживают по всему периметру изгородью, препятствующей бесконтрольному проходу людей и животных.

На основании п.2.2 вышеназванных Правил дезинфекционный блок или дезбарьер размещают на главном въезде на территорию предприятия и блокируют с санитарным пропускником. На комплексах с внешним грузооборотом менее 20 т в сутки (мощностью менее 108 тыс. свиней в год) вместо дезблока предусматривают въездной дезбарьер (под навесом) с подогревом дезраствора при минусовых температурах.

В соответствии с п. 3.1 и 3.2 указанных Правил свиноводческие хозяйства и комплексы по выращиванию и откорму свиней работают по принципу предприятия закрытого типа. Вход на территорию свиноводческих предприятий посторонним лицам, а также въезд любого вида транспорта, не связанного с непосредственным обслуживанием комплекса (фермы), запрещают. Вход в производственную зону свиноводческого предприятия разрешается только через санпропускник, а въезд транспорта через постоянно действующий дезинфекционный барьер (блок). Все другие входы в производственную зону комплекса (фермы) должны быть закрыты.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ отделом ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области, в подсобном хозяйстве ФКУ ИК-6 были выявлены нарушения пп.1.9, 2.2, 3.1., 3.1.1, 3.2, 5.5.1 ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий (утв. Госагропромом СССР 04.11.1986): при въезде на территорию свинофермы подсобного хозяйства нет постоянно действующего дезинфицирующего барьера для проведения дезинфекции автотранспорта; территория свинофермы не ограждена по всему периметру изгородью, препятствующей бесконтрольному проходу людей и животных; санитарный пропускник отсутствует; ферма по откорму свиней не работает по принципу предприятия закрытого типа. Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ заместитель начальника ФБУ ИК-6 Галкин В.А. был привлечен к административной ответственности за то, что не обеспечил работу свиноводческого хозяйства, принадлежащего ФБУ ИК- 6 в режиме закрытого типа.

Наличие нарушений требований ветеринарно-санитарных правил, установленных в результате проверок в 2010, 2011 годах и неустраненных до рассмотрения дела судом, представителями ответчика не оспаривалось, в связи с чем, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Поскольку ветеринарно-санитарные правила для специализированных свиноводческих предприятий (утв. Госагропромом СССР 04.11.1986) как ведомственный нормативный правовой акт, не противоречит Конституции Российской Федерации, что позволяет рассматривать и применять его как действующий нормативный правовой акт в системе правовых актов, регулирующих вопросы ветеринарии в Российской Федерации, доводы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права подлежат отклонению.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не основаны на законе и материалах дела, являлись обоснованием позиции ответчика по делу, они уже были предметом исследования судом первой инстанции и им была дана надлежащая оценка.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно. Судом правильно применен материальный и процессуальный закон, поэтому оснований для отмены постановленного судом решения в пределах доводов кассационной жалобы судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Омутнинского районного суда Кировской области от 10 мая 2011г. оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий -     Судьи: