Судья Бисеров В.Ю. Дело № 33-2873 23 августа 2011 года КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе: председательствующего судьи Ворончихина В.В. судей Сметаниной О.Н., Шевченко Г.М. с участием прокурора Шибановой Н.Е. при секретаре Воложаниновой И.А. рассмотрела 23 августа 2011 года в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по иску прокурора Свечинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Свечинского района о признании незаконным бездействия и обязании организовать утилизацию бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Свечинского района Кировской области, по кассационной жалобе представителя администрации Свечинского района Кировской области на решение Шабалинского районного суда Кировской области от 06 июля 2011 года, которым постановлено: Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Свечинский муниципальный район Кировской области по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Обязать администрацию муниципального образования Свечинский муниципальный район Кировской области организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Свечинского района Кировской области. Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Сметаниной О.Н., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А Прокурор Свечинского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Свечинского района о признании незаконным бездействия и обязании организовать утилизацию бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Свечинского района Кировской области, указывая, что в результате проведенных в апреле и мае 2011 года проверок установлено, что в нарушение ч.1 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования Свечинский район администрацией осуществляется с нарушением действующего законодательства. Земельный участок площадью 3 га, расположенный в 3 км от п.Свеча слева от автодороги Свеча-Ленинское в урочище Перша с кадастровым номером У 43:29:020434:0079, используется под полигон для размещения бытовых и промышленных отходов поселка Свеча и Свечинского сельского поселения. До настоящего времени обслуживание свалки и поддержание ее в соответствии с требованиями законодательства не организовано. Судом постановлено вышеприведенное решение. С решением не согласен представитель администрации Свечинского района Кировской области, в кассационной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске. В обоснование указано, что в целях реализации возложенных на администрацию Свечинского района полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в бюджете муниципального образования выделены средства на мероприятия по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Между администрацией Свечинского района и МУП «Свечинское теплоэнерго» 11.01.2011 г. заключен договор № 1 на оказание услуг по содержанию площадки по размещению твердых бытовых и промышленных отходов. Именно бездействие МУП «Свечинское теплоэнерго» явилось основанием невыполнения условий договора. Вины администрации в невыполнении требований законодательства нет. От прокуратуры Свечинского района поступили возражения на кассационную жалобу в которых указано на законность решения суда. Судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе. Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу п.2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения. Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 15 того же Федерального закона организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подпунктом 1 пункта 1 статьи 14, подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ. Доводы представителя администрации о том, что свои полномочия они исполнили путем заключения с МУП «Свечинское теплоэнерго» 11.01.2011 договора № 1 на оказание услуг по содержанию площадки по размещению твердых бытовых и промышленных отходов не могут быть приняты во внимание. Решение вопроса об утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов предполагает достижение конкретного результата, а именно соответствие полигона требованиям санитарных правил. Способы достижения указанной цели органом местного самоуправления могут быть различны и являются усмотрением ответчика. Решение суда соответствует собранным доказательствам по делу и требованиям закона, доводы, изложенные в кассационной жалобе, не основаны на законе, уже были предметом исследования судом первой инстанции, и им была дана надлежащая оценка. Доводы жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда, но обоснованности этих выводов не опровергают, не свидетельствуют о существенных нарушениях судом закона и основаниями для отмены судебного постановления по данному делу не являются. С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А Решение Шабалинского районного суда Кировской области от 06 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя администрации Свечинского района Кировской области без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: