21.09.2011



Судья Шишкина Н.И.                                                                  дело № 33-2965

                                                                                 23 августа 2011 года

                      К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Орлова А.М.,

судей Шерстенниковой Е.Н. и Носковой Г.Н.,

при секретаре Ковалевой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 23 августа 2011 года дело по кассационной жалобе Пищева Н.Я. на решение Юрьянского районного суда Кировской области от 12 июля 2011 года, которым в иске Пищева Н.Я. к ФБУ войсковая часть 44200, ФГ КЭУ «45 ЭТК» о признании нуждающимся в получении жилого помещения отказано.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Шерстенниковой Е.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Пищев Н.Я. обратился в суд с иском к ФБУ войсковая часть 44200, ФГ КЭУ «45 ЭТК». В обоснование заявленных требований указал, что проходил военную службу по контракту в <данные изъяты> в\ч 44200, уволен с военной службы с исключением из списков личного состава с <дата> года по истечение срока контракта при выслуге на военной службе - <данные изъяты>. В период службы был обеспечен жильем на семью из <данные изъяты> по месту прохождения военной службы в <адрес>, <адрес>. 3 апреля 2002 года обратился в в\ч 44200 с заявлением о постанове на учет нуждающихся в получении жилого помещения. Данное заявление удовлетворено частично: истец включен в список граждан, изъявивших желание для перемены места жительства (уволенных военнослужащих до 01 января 2005 года), но не учтен в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Занимаемое им жилое помещение нуждается в капитальном ремонте и в связи с этим непригодно для проживания. Поскольку он проживает в аварийном доме, то подлежит признанию нуждающимся в получении жилого помещения в соответствии с п. 3 ст. 6 и п. 14 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» в избранном им месте жительства - в <адрес>. Правоотношения по поводу признания его нуждающимся в жилье возникли в период действия приказа МО РФ № 80 от 2000 года, следовательно, в его случае следует применять старое законодательство. Просил признать отказ ФБУ в\ч 44200 в признании его нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства в <адрес> на семью из <данные изъяты>, заключающийся в непринятии решения жилищной комиссии в соответствии с приказом МО РФ № 80 от 2000 г., а также отказ ФГ КЭУ «45 ЭТК» от <дата>. № о включении его в автоматизированную систему учета граждан, уволенных с военной службы, в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконными.

Признать его нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства в <адрес> на семью из <данные изъяты> с <дата> г. по нормам предоставления жилья, предусмотренным ст. 15.1 Закона «О статусе военнослужащих».

Включить его в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения.

Взыскать с ответчиков в солидарном порядке судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей.

Решением районного суда от 12 июля 2011 года в иске Пищева Н.Я. отказано.

В кассационной жалобе Пищев Н.Я. ставит вопрос об отмене решения ссылаясь на его незаконность и ошибочность выводов суда. Считает, что имеющаяся в деле совокупность доказательств подтверждает, что он был признан нуждающимся в получении жилых помещений с <дата> года. Он включен в очередь, которую вела жилищная комиссия в/ч 44200, другой очереди в части не было. Считает, что эта и есть очередь нуждающихся в получении жилых помещений. Суд не учел, что на заседании жилищной комиссии <дата> г. рассматривалось его заявление на улучшение жилищных условий, и ему предоставлялась квартира взамен занимаемой. Факт предоставления квартиры подтверждает, что он состоял на учете нуждающихся в получении жилья. Согласно выписки из протокола жилищной комиссии в/ч 44200 № от <дата> г., был утвержден список военнослужащих, уволенных военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства. Он включен в этот список. Из решения жилищной комиссии от <дата> г. следует, что им предъявлялись документы, необходимые для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений, однако в жилищном деле их нет.

Заслушав объяснения Пищева Н.Я. и его представителя Пищевой С.И., поддержавших жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Из дела видно, что истец <дата> года на основании пп. «б» п.1 ст. 51 Закона «О воинской обязанности и военной службе» (<данные изъяты>) при выслуге на военной службе в календарном исчислении свыше <данные изъяты> лет был уволен с военной службы с зачислением в запас. Пищев Н.Я. занимал и в настоящее время занимает жилое помещение по адресу: <адрес>.

В суде пояснил, что 3 апреля 2002 года обратился к командиру в/ч 44200 с рапортом о постановке его на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Согласно ст. 15 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ"О статусе военнослужащих", в действовавшей на тот момент редакции, военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно - строительных (жилищных) кооперативов.

О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.

Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.

Военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.

Требования истца основаны на доводах о том, что он являлся нуждающимся в получении жилых помещений на момент обращения с рапортом <дата>. Поскольку соответствующее надлежащее подтверждение факта признания его таковым с момента обращения отсутствует, и он не может реализовать право на получение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством, Пищев Н.Я. обратился в суд с настоящим иском.

Действительно, право на получение жилого помещения непосредственно зависит от того, нуждается ли обратившийся за его получением нуждающимся в жилом помещении. Это следует из буквального содержания и смысла выше указанного закона. Установлено ведение учета таких нуждающихся и обеспечение их жильем в зависимости от времени постановки на очередь.

Иск Пищева Н.Я. направлен на получение жилья и обоснован тем, что он состоит в очереди нуждающихся на получение жилых помещений с <дата> года.

Требования истца оставлены судом без удовлетворения.

Судебная коллегия оснований не согласиться с принятым решением по доводам кассационной жалобы не усматривает.

Пищев Н.Я. указывает, что подал рапорт о получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, а также рапорт о проверке его жилищных условий и признании нуждающимся в получении жилого помещения. Был включен в список военнослужащих, уволенных военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства. Не отрицает, что в отдельном списке нуждающихся в получении жилого помещения не состоял.

Считает, что поскольку этого списка в воинской части не велось, то список, в который он включен, и является списком нуждающихся в получении жилых помещений.

Кроме того, полагает, решение жилищной комиссии от <дата> г., на заседании которой рассматривалось его заявление об улучшении жилищных условий, и ему была выделена в <адрес> квартира взамен занимаемой, свидетельствует о том, что он был признан нуждающимся в получении жилого помещения.

Указанные доводы не состоятельны, также как и доводы о фактической нуждаемости в получении жилого помещения, если заинтересованное лицо не признано нуждающимся в получении жилых помещений в предусмотренном законодательством порядке.

В силу заявительного порядка признания нуждающимся в жилых помещениях, отсутствие подтвержденного письменными доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, факта обращения истца непосредственно по данному вопросу и принятия по нему решения компетентным органом, не может быть преодолено судебным постановлением по заявленным истцом требованиям.

Законодателем предусмотрен специальный порядок признания нуждающимися в жилых помещениях. Предметом судебной проверки в таком случае может являться законность действий (бездействия) уполномоченных лиц по порядку принятия заявлений, законность и обоснованность принятых по существу этих заявлений решений и т.п.

Так, согласно приказу Министра Обороны РФ от 15.02.2000 г. № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» установлены критерии признания нуждающимися в получении жилых помещений, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению N 5 к настоящей Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт.

Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.

Как видно из материалов дела, в нем отсутствует рапорт Пищева Н.Я. о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, решение жилищной комиссии воинской части по данному вопросу, принятое в соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства, соответствующий этим требованиям список нуждающихся в получении жилых помещений, в который включен Пищев Н.Я. Истец состоит в списке военнослужащих, уволенных военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства. На заседании жилищной комиссии <данные изъяты> г. решения о принятия Пищева Н.Я. на учет нуждающихся в получении жилых помещений и включении в соответствующие списки не принималось.

При таких обстоятельствах и с учетом требований вышеприведенного законодательства судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не находит.

Приведенные в кассационной жалобе доводы его отмену не влекут, они направлены на переоценку вывода районного суда об оставлении иска без удовлетворения, однако оснований для этого не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

               О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Юрьянского районного суда Кировской области от 12 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: