Судья Марушевская Н.В. Дело 33-3153 13 сентября 2011 года КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Орлова А.М., судей Сидоркина И.Л., Шерстенниковой Е.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове дело по кассационной жалобе администрации Юрьянского района Кировский областной на решение Юрьянского районного суда Кировской области от 12 августа 2011 года, которым постановлено: Исковые требования Барановой О.В. к администрации ЗАТО Первомайский Юрьянского района Кировской области удовлетворить. Взыскать с администрации ЗАТО Первомайский Юрьянского района Кировской области в пользу Барановой О.В. за счет казны Муниципального образования «ЗАТО Первомайский» денежные средства в размере <данные изъяты> и расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>, всего <данные изъяты> Заслушав доклад судьи Сидоркина И.Л., судебная коллегия Кировского областного суда УСТАНОВИЛА: Баранова О.В. обратилась в суд с иском к администрации ЗАТО Первомайский Юрьянского района о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии. В обоснование иска указала, что с <дата> и по настоящее время она работает в МУЗ городская больница ЗАТО Первомайский Кировской области в должности медсестры палатной терапевтического поста. Согласно требованиям статьи 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (в его прежней редакции до 2005 г.) предусматривалось право медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. До 1 января 2005 года медицинские работники указанного учреждения пользовались этим правом. С принятием Федерального закона №122-ФЗ от 22 августа 2004 года льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилья с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в ст.63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья населения граждан» был внесен ряд изменений. В частности, часть вторая признана утратившей силу. Одновременно с ней введены части 4-6, согласно которых меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам устанавливаются Правительством РФ. Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются органами местного самоуправления. Закон Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» от 03 ноября 2004 г. № 267-ЗО, в действующей редакции, в ст.2 указывает на категории специалистов, имеющих право на частичную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в п.2 ч.1указаны медицинские и фармацевтические работники учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания населения. В соответствии со ст.4 данного Закона в редакции от 06 октября 2008 г. размер частичной компенсации расходов составляет 400 рублей, в 2007 г. составлял 117 рублей в месяц, в 2008 г.- 137 рублей в месяц, в 2009 г. - 400 рублей в месяц, в 2011 году - 460 рублей в месяц. Данный размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание квартир с освещением и отоплением, что существенно нарушило права данной категории лиц, в том числе и права истицы. За период с <дата> по <дата>, когда она должна была пользоваться указанными льготами, истицей оплачено за отопление - <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб. В соответствии с Законом Кировской области № 267-30 от 03 ноября 2004 года ей начислена и выплачена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> руб. Просит взыскать с ответчика в её пользу разницу между уплаченными ею денежными средствами в размере <данные изъяты> руб. и судебные расходы. В ходе рассмотрения дела истица Баранова О.В. уменьшила размер исковых требований до <данные изъяты>., поскольку ранее ей предоставлялись льготы по освещению исходя из норматива. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе администрация ЗАТО <адрес> ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность. В жалобе кассатор, ссылаясь на статус муниципального образования ЗАТО Первомайский, полагает, что примененные судом первой инстанции нормы ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. до <дата>) не распространяются на Баранову О.В. Кроме того, указывает на дефицит бюджета муниципального образования и отсутствие средств на дополнительное финансирование мер социальной поддержки указанной категории работников. Российская Федерация, установив льготы медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, не исполнила свою обязанность по компенсации этих льгот в форме субвенций. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного решения. Как установлено судом первой инстанции, Баранова О.В. с <дата> по настоящее время работает в городской больнице ЗАТО п.Первомайский в должности медсестры палатной терапевтического поста, проживает по адресу: <адрес> МУЗ Городская больница ЗАТО Первомайский Кировской области согласно Уставу учреждена администрацией ЗАТО Первомайский Кировской области, финансируется за счет средств бюджета ЗАТО Первомайский на основе сметы. В соответствии с частью 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. до 01.01.2005) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. Пунктом 50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 г. 122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, ст. 62 дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ, те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления. Судом установлено, что до 01 января 2005 года истица пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. После 01 января 2005 года меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников ответчиком не установлены. В соответствии с действующим с 01 января 2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления. Согласно Закону Кировской области от 03.11.2004 267-ЗО фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Размер частичной компенсации в 2008 году установлен в размере 137 рублей ежемесячно, в 2009 году - 400 рублей в месяц, в 2010 году - 400 рублей в месяц, в 2011 - 460 рублей в месяц. За счет собственных денежных средств за период с <дата> по <дата> Баранова О.В. оплатила за отопление <данные изъяты> руб. и за освещение <данные изъяты> руб. За указанный период истцу предоставлена в соответствии с Законом Кировской области от <дата> № частичная компенсация понесенных расходов в сумме <данные изъяты> руб. Других компенсаций, кроме указанных, Баранова О.В. не получала. Расчет уточненных исковых требований подтвержден выпиской с лицевого счета истицы, представленной <данные изъяты> (ОТА) от <дата>, карточкой нанимателя, справками МУЗ городская больница ЗАТО Первомайский Кировской области № от <дата> и КОГКУ «УСЗН в Юрьянском районе». Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что предусмотренная Законом Кировской области 267-ЗО выплата компенсации является дополнительной мерой социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников и не лишает указанную категорию права на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Согласно преамбуле Закона РФ 122-ФЗ от 22 августа 2004 года при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового имущественного положения, а также других обстоятельств. Пункт 1 ст. 153 Закона 122-ФЗ от 22 августа 2004 года указывает на то, что лица, имеющие право на получение компенсационных выплат предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом. Правильным является вывод суда об обязанности муниципального образования компенсировать понесенные истицей расходы. Такой вывод суда основан на положениях ФЗ от 22 августа 2004 года 122-ФЗ, согласно которым решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно ч. 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. В соответствии с п. 2 ст. 153 Закона 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего ФЗ нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года. В этой связи администрация ЗАТО Первомайский Юрьянского района Кировской области, в ведении которой находится МУЗ Городская больница ЗАТО Первомайский Кировской области, в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников обязана была осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований ФЗ от 22 августа 2004 года 122-ФЗ о сохранении прежнего уровня их социальной защищенности в жилищно-коммунальной сфере. Указанные меры ответчиком приняты не были. Однако это обстоятельство, как правильно признал суд, не может служить основанием для нарушения прав гражданина, установленных федеральным законодательством. Судебная коллегия находит вынесенное решение законным и обоснованным. Приведенные в кассационной жалобе доводы его отмену не влекут. Суд обоснованно удовлетворил иск Барановой О.В., возложив соответствующую обязанность на муниципальное образование, поскольку, как указано выше, обеспечение мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения является обязанностью органов местного самоуправления. Гражданин в силу ст. ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем ссылки ответчика в жалобе на отсутствие субвенций из федерального бюджета на указанные выше цели являются не состоятельными и не освобождают органы местного самоуправления от исполнения предусмотренной законом обязанности по предоставлению мер социальной поддержки конкретным гражданам. Иные доводы кассационной жалобы, в том числе касающиеся административно-территориального статуса ЗАТО Первомайский, не содержат новых обстоятельств, имеющих правовое значение для разрешения заявления, являлись предметом проверки и оценки суда первой инстанции и обоснованно им отклонены с приведением соответствующих мотивов. В этой связи отсутствуют основания для требуемой кассатором переоценки выводов суда и исследованных им доказательств. Обжалуемое решение постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами конкретного дела, требованиями ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежит отмене или изменению по доводам кассационной жалобы. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Юрьянского районного суда города Кировской области от 12 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: