06.09.2011 по иску об обязании устранить нарушения пожарного законодательства



Судья Степанова Е.А.                                                                Дело № 33-3123                                                                                               06 сентября 2011 года

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Ворончихина В.В.,

судей Кирсановой В.А., Сидоркина И.Л.,

с участием прокурора Шибановой Н.Е.,

при секретаре Ковалевой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове дело по кассационной жалобе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеобразовательного вида № 184 г. Кирова на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 21 июля 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Кирова удовлетворить.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 184 г.Кирова устранить нарушения пожарного законодательства, а именно:

расширить коридор у медицинского блока до 1 метра;

расширить коридор на первом этаже, по которому эвакуируются более 15 человек, до 1,2 метра;

расширить лестничные марши и площадки в лестничных клетках до 1,35 метра;

расширить эвакуационные выходы при числе эвакуирующихся более 15 человек в свету до 1,2 метра;

привести в соответствие ширину проступи на наружной лестнице из группы № 3 (калинка) до 0,2 метра,

привести в соответствие с требованиями пожарного законодательства дверь на лестничную клетку (из групп №6,4,2): с целью герметичного прикрытия в притворах устранить перекосы в двери, произвести уплотнение в зазорах.

Возложить на муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации г.Кирова обязанность по финансовому обеспечению МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 184 г.Кирова по устранению нарушений пожарного законодательства.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Сидоркина И.Л., пояснения представителя МДОУ детский сад общеразвивающего вида №184 г. Кирова - заведующей Кропачевой Л.Ф. и представителя Управления образования администрации г. Кирова по доверенности Семакина Д.Л., поддержавших требования и доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Кировской области Шибановой Н.Е., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия Кировского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Ленинского района г. Кирова обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеобразовательного вида № 184 г. Кирова, муниципальному образованию «Город Киров» в лице администрации города Кирова об обязании устранить нарушения пожарного законодательства. В обосновании исковых требований указано, что в ходе проверки, проведенной <дата> прокуратурой района с привлечением инспектора по пожарному надзору С. , в МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 184, расположенного по адресу <адрес>, выявлены нарушения требований пожарного законодательства. Проверка показала, что требования ФЗ РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994, Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. №313, Правил устройства электроустановок (далее ПУЭ), утвержденных Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР от 10.12.1979, строительные нормы и правила РФ «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержденные постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18-7 (далее СНиП 21-01-97*), строительные нормы и правила РФ «Общественные здания и сооружения», утвержденные приказом Минрегиона России от 01.09.2009 № 390 (далее СНиП 31-06-2009), строительные нормы и правила РФ «Отопление, вентиляция и кондиционирование», утвержденные постановлением Госстроя РФ от 26.06.2003 № 115, МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 184 должным образом не исполняются.

  1. Ширина коридора у медицинского блока менее 1 м, фактически 0,87 м в нарушение п. 3, 51 ППБ 01-03, и. 6.27 СНиП 21-01-97*;
  2. Ширина коридора на первом этаже, по которому эвакуируются более 15 человек менее 1,2 м, фактически 1,16 м в нарушение п. 3,51 ППБ 01-03; п. 6.27 СНиП 21-01-97*;
  3. Ширина лестничных маршей и площадок в лестничных клетках менее 1,35 м. фактически 1,14 м в нарушение п. 3,51 ППБ01-03; п. 6.29; 6.31* СНиП21-01-97*;
  1. Ширина в свету эвакуационных выходов, из которых осуществляется эвакуация более 15 человек менее 1,2 м (фактически 0,85 м) в нарушение п. 3.51 ППБ 01-03; п. 6.16 СНиП 21-01-97*;
  2. В тамбуре эвакуационного выхода из спортивного зала осуществляется хранение горючих предметов (деревянный стеллаж) в нарушение п. 53 ППБ 01-03;
  1. Ширина проступи ступени на наружной лестнице из группы № 3 (калинка) менее 0,2 м (фактически 0,15 м) в нарушение п. 3 ППБ 01-03; п.5.4СНиП 31-06-2009;
  2. Не определена и не обозначена на дверях складских помещений категория по взрывопожарной опасности, а также класс зоны по Правилам Устройства Электроустановок (ПУЭ) в нарушение п. 33 ППБ 01-03;

8. Не установлен огнепреграждающий клапан на транзитном
воздуховоде помещением склада (вентиляционный канал проходит
транзитом) в нарушение п. 3 ППБ 01-03 п. 7.П.1 «в» СНиП 41 -01-2003;

9. В складском помещении установлена штепсельная розетка (склад
зам. заведующего АХЧ) в нарушение п.508 ППБ 01-03;

10. Дверь на лестничную клетку (из групп № 6,4,2) не герметично
прикрывается в притворах (дверь перекошена, уплотнение в зазорах
отсутствуют) в нарушение п. 3 ППБ 01-03; 6.18 СНиП 21-01-97*.
Вышеуказанные нарушения посягают на интересы неопределенного круга
лиц - воспитанников МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 184 г.
Кирова. Просит обязать муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида №184 г. Кирова
устранить нарушения пожарного законодательства, возложить на
муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации
г. Кирова финансовое обеспечение МДОУ детский сад общеразвивающего
вида №184 г. Кирова в целях устранения нарушений пожарного
законодательства.

В ходе судебного разбирательства прокурором Ленинского района г.Кирова были уточнены исковые требования в связи с добровольным устранением ряда нарушений, а именно: просит обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ общеразвивающего вида «Детский сад № 184» г. Кирова устранить следующие нарушения пожарного законодательства: а) ширину коридора у медицинского блока привести в
соответствие с требованиями п. 3, 51 ППБ 01-03, и. 6.27 СНиП 21-01-97*;            б) ширину коридора на первом этаже, по которому эвакуируются
более 15 человек, привести в соответствие с п. 3,51 ППБ 01-03; п. 6.27
СНиП 21-01-97*; в) ширину лестничных маршей и площадок в лестничных клетках привести в соответствие с п. 3,51 ППБ01-03; п. 6.29; 6.31* СНиП 21-01-97*; г) ширина в свету эвакуационных выходов, из которых осуществляется эвакуация более 15 человек привести в соответствие с п. 3,51 ППБ 01-03; п. 6.16 СНиП 21-01-97*; д) ширину проступи ступени на наружной лестнице из группы № 3
(калинка) привести в соответствие с п. 3 ППБ 01-03; п.5.4 СНиП 31-06-
2009; е) привести в соответствие с п. 3 ППБ 01-03; 6.18 СНиП 21-01-97*
дверь на лестничную клетку (из групп № 6,4,2); возложить на муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации г. Кирова финансовое обеспечение МДОУ общеразвивающего вида «Детский сад № 184» г. Кирова в целях устранения нарушений пожарного законодательства.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

С решением не согласен ответчик МДОУ детский сад общеобразовательного вида № 184 г. Кирова, в кассационной жалобе просит решение суда в части возложения на МДОУ детский сад общеобразовательного вида <адрес> обязанностей по устранению нарушений требований пожарной безопасности отменить. В обоснование доводов указывает, что суд не применил закон, подлежащий применению при рассмотрении данного дела, а именно: ст. 54 Конституции РФ, ч. 4 ст. 4 ФЗ от 22.08.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент пожарной безопасности», п. 1.7 СНиП 21-01-97*; а также нарушил требования статей 55, 56,60 ГПК РФ в части определения субъекта и бремени доказывания обстоятельств, на которые ссылается истец, что привело к неправильному разрешению дела. Указывает, что типовое здание детского сада № 184 г.Кирова запроектировано и построено до введения СНиП 21-01-97* в действие. Учитывая, что положения федерального закона имеют большую юридическую силу, то применение СНиП 21-01-97* после вступления в силу ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» подлежит применению с учетом положений ч.4 ст.4 данного закона. При этом обязанность доказывания критериев отнесения нарушений требований пожарной безопасности к нарушениям, создающим угрозу жизни и здоровью людей возлагается на истца, в том числе и с учетом положений ст. 56 ГПК РФ. Истцом данные критерии в установленном порядке не доказаны. Согласно п. 1.7 СНиП 21-01-97* требования настоящего СНиП не распространяются на здания и сооружения, запроектированные и построенные по ранее действовавшим нормам.

В отзыве на кассационную жалобу соответчик Управление образования администрации г. Кирова поддерживает требования кассационной жалобы МДОУ детский сад общеобразовательного вида № 184 г. Кирова, указывая, что истцом не представлено доказательств возможности проведения работ, перечисленных в резолютивной части решения суда, и в случае проведения указанных в решении работ возможно обрушение здания детского сада или его части.

В возражения на кассационную жалобу прокурор Ленинского района г.Кирова просит решение суда от 21.07.2011 оставить без изменения, находя его законным и обоснованным. Указывает, что ответчиком факт наличия соответствующих нарушений не оспаривается, при этом доказательства, подтверждающие отсутствие угрозы жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара при выявленных нарушениях, ответчиком не представлены, вывод суда о необходимости доказывания ответчиком отсутствия угрозы жизни или здоровью людей в случае возникновения пожара полностью соответствуют положениям ст.ст. 55, 56 ГПК РФ, субъект и бремя доказывания судом определены верно.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проверки, проведенной <дата> прокуратурой района с привлечением инспектора пожарного надзора С. , в МДОУ детский сад общеобразовательного вида № 184, расположенного по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные Правилами пожарной безопасности в РФ, государственными строительными нормами и стандартами, а именно:            1. ширина коридора у медицинского блока менее 1 м, фактически 0,87 м в нарушение п. 3, 51 ППБ 01-03, и. 6.27 СНиП 21-01-97*; 2. ширина коридора на первом этаже, по которому эвакуируются более 15 человек менее 1,2 м, фактически 1,16 м в нарушение п. 3,51 ППБ 01-03; п. 6.27 СНиП 21-01-97*; 3. ширина лестничных маршей и площадок в лестничных клетках менее 1,35 м. фактически 1,14м в нарушение п. 3,51 ППБ01-03; п. 6.29; 6.31*СНиП21-01-97*; 4. ширина в свету эвакуационных выходов, из которых
осуществляется эвакуация более 15 человек менее 1,2 м (фактически 0,85
м) в нарушение п. 3.51 ППБ 01-03; п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 5. ширина проступи ступени на наружной лестнице из группы № 3 (калинка) менее 0,2 м (фактически 0,15 м) в нарушение п. 3 ППБ 01-03; п.5.4СНиП 31-06-2009;             5. дверь на лестничную клетку (из групп № 6,4,2) не герметично прикрывается в притворах (дверь перекошена, уплотнение в зазорах отсутствуют) в нарушение п. 3 ППБ 01-03; 6.18 СНиП 21 -01-97*.

Разрешая спор по заявленным требованиям, суд, руководствуясь положениями ФЗ РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994, Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313, Правил устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР от 10.12.1979 г., строительных норм и правил РФ «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержденных постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 г. № 18-7, строительных норм и правил РФ «Общественные здания и сооружения», утвержденные приказом Минрегиона России от 01.09.2009 № 390, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

С выводом суда в части возложения обязанности на МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 184 г.Кирова устранить нарушения пожарного законодательства, а именно: расширить коридор у медицинского блока до 1 метра; расширить коридор на первом этаже, по которому эвакуируются более 15 человек, до 1,2 метра; расширить лестничные марши и площадки в лестничных клетках до 1,35 метра; расширить эвакуационные выходы при числе эвакуирующихся более 15 человек в свету до 1,2 метра, судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.08.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97*, введенного в действие с 01.01.1998, требования данного СНиП не распространяются на здания и сооружения, запроектированные и построенные по ранее действующим нормам. Исключение составляют случаи, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, здание детского сада № 184 г. Кирова, расположенное по адресу: <адрес>, построено по типовому проекту в каркасно-панельном исполнении и введено в постоянную эксплуатацию как здание детского сада. При его проектировании и строительстве выполнялись требования СНиП II-2-80 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений», в которых отсутствуют требования по ширине коридоров, лестничных маршей и площадок в лестничных клетках здания, установленные СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

Из имеющейся в материалах дела справки по результатам осмотра здания детского сада адресу: <адрес>, специалистами «<данные изъяты> следует, что устранение указанных выше нарушений в части несоответствия СНиП 21-01-97* не представляется возможным, либо возможно только при капитальном ремонте здания при условии разработки соответствующих конструктивных решений.

Таким образом, во исполнение решения суда в указанном в резолютивной части объеме необходима реконструкция каркасно-панельного здания. Поскольку судом при вынесении решения данные условия устранения нарушений требований пожарного законодательства не были учтены, не подтверждена техническая возможностью для ответчика исполнить решение суда в обжалуемой части, истцом доказательств обратного не представлено, судебная коллегия полагает изменить постановленное решение путем исключения из резолютивной части указания на обязанность Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 184 г. Кирова устранить нарушения пожарного законодательства, а именно: расширить коридор у медицинского блока до 1 метра; расширить коридор на первом этаже, по которому эвакуируются более 15 человек, до 1,2 метра; расширить лестничные марши и площадки в лестничных клетках до 1,35 метра; расширить эвакуационные выходы при числе эвакуирующихся более 15 человек в свету до 1,2 метра.

В остальной части судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.

           Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда г. Кирова от 21 июля 2011 года изменить, исключив из резолютивной части решения указание на обязанность Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 184 г.Кирова устранить нарушения пожарного законодательства, а именно:

расширить коридор у медицинского блока до 1 метра;

расширить коридор на первом этаже, по которому эвакуируются более 15 человек, до 1,2 метра;

расширить лестничные марши и площадки в лестничных клетках до 1,35 метра;

расширить эвакуационные выходы при числе эвакуирующихся более 15 человек в свету до 1,2 метра.

В остальной части то же решение оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:                                                  Судьи: