04.10.2011 Загарских



Судья Шамрикова В.Н.                                          Дело № 33-3275

                  КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

          Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе

          председательствующего Шевченко Г.М.

          судей областного суда     Кирсановой В.А., Мартыновой Т.А.

          при секретаре                    Криницыной Е.С.

          рассмотрела в открытом судебном заседании в гор.Кирове 15 сентября 2011 года

          гражданское дело по кассационной жалобе представителя истца Шаляпиной Г.А. - Наговицына Ю.А. на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 15 августа 2011 года, которым постановлено:

         Шаляпиной Г.А. в иске к ГУ «Управление пенсионного фонда в г.Кирове Кировской области» о понуждении произвести перерасчет пенсии по потере кормильца по нормам ч.1 п. 4 ст. 15 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с даты фактического обращения с заявлением о перерасчете - отказать.

          Заслушав доклад судьи областного суда Кирсановой В.А., судебная коллегия

                                     УСТАНОВИЛА:

          Истец Шаляпина Г.А. обратилась с иском к ответчику ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в г. Кирове Кировской области» о понуждении произвести перерасчет пенсии по потере кормильца по нормам ч.1 п.4 ст.15 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с даты фактического обращения с заявлением о перерасчете.        Указала, что она является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - ФИО1, умершего <дата>, получает пенсию в соответствии с подп.11 пункта 1 ст.10 Закона №166-ФЗ. Считает необоснованным отказ ответчика в перерасчете ей пенсии по потере кормильца по нормам ст.ст. 8, 15 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г. Ее муж во время ликвидации аварии являлся военнослужащим, причинная связь наступившей смерти с военной травмой подтверждена Экспертным заключением от <дата> <данные изъяты>, органом правомочным выдавать такие виды заключений. Подтверждением того, что ее муж во время ликвидации аварии являлся военнослужащим, является архивная справка от <дата>, направленная в адрес истца Центральным архивом Министерства обороны РФ.

        В соответствии со ст.24 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1(ред.от 11.07.2011) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» под причинной связью развившихся заболеваний лиц, подвергшихся воздействию радиации понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья и воздействием на них радиационных факторов, установление которой осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями. При этом п.З. ст.29 указанного закона устанавливает, что назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, призванных на сборы военнообязанных лиц определяет как лиц умерших вследствие военной травмы.

         Пенсионное законодательство не указывает на то, что причинная связь смерти кормильца с военной травмой устанавливается учреждением государственной медико-социальной экспертизой. Поскольку муж истицы не был инвалидом, к нему относится часть 1 ст.29 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1, где сказано о назначение пенсии по случаю потери кормильца - участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих.

          В Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» №166-ФЗ, по общему правилу назначение пенсии по потере кормильца, пострадавшего от Чернобыльской АЭС не ставится в зависимость от причины смерти. Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей указаны в статье 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

          Никакой оговорки о причине смерти указанных граждан, в законе не содержится, ни связи с Чернобыльской катастрофой, ни связи с военной травмой. По общему правилу такая пенсия по потере кормильца членам семей перечисленных граждан назначается в размере, предусмотренном ст. 17 Закона №166-ФЗ, независимо от причины смерти кормильца. Но, если пострадавший от Чернобыльской АЭС был участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, то его семье на основании п.3 части первой ст.29 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 предоставляется право получать вместо пенсии по ст. 17 Закона №166-ФЗ пенсию по потере кормильца как по военной травме, т.е., в размере предусмотренном ст. 15 Закона №166-ФЗ, если это ей выгоднее. При этом и в данной норме так же ничего не говорится о причине смерти участника ликвидации. Основанием для назначения пенсии членам семьи чернобыльца является просто факт смерти.

         Вдове участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа гражданских лиц не зависимо от причины смерти назначается пенсия по потере кормильца в размере, предусмотренном ст. 17 Закона №166-ФЗ, а если участник был военнослужащим или приравненным к нему, то может быть назначена пенсия в размере, предусмотренном ст. 15 Закона №166-ФЗ, то есть п.3 части первой ст.29 изменяет только размер пенсии по потере кормильца для семей военнослужащих, по сравнению с семьями остальных участников ликвидации катастрофы на ЧАЭС, но никак не условия ее назначения.

         Истица считает, что устанавливать связь смерти чернобыльца с военной травмой не требовалось, поскольку предоставить заключение МСЭ в отношении мужа Шаляпиной невозможно, поскольку ст. 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не наделяет федеральные учреждения медико-социальной экспертизы полномочиями устанавливать причину смерти граждан, не являвшихся инвалидами. Это обстоятельство сделало бы невыполнимой часть третью статьи 29 Закона РФ от 15.05.1991 №1244 -1 в отношении участников ликвидации катастрофы, не являвшихся инвалидами, указанных в первой части пункта 3 части первой статьи 29 Чернобыльского закона, если бы действительно требовалось заключение МСЭ о связи умершего с военной травмой, как утверждает ответчик.

           Судом постановлено указанное выше решение об отмене которого просит представитель истца - Наговицын Ю.А. Приведены доводы о незаконности решения, которым связано право на пенсию по потере кормильца, как вследствие военной травмы, с наличием военной травмы у участника ликвидации катастрофы на ЧАЭС. Военная травма Шаляпина подтверждена представленными в деле документами, невозможность получения справки МСЭ не может лишить гражданина права, гарантированного Законом. Факт, который невозможно подтвердить справкой МСЭ, право на пенсию по потере кормильца вследствие военной травмы предусмотрено ст.15 п.4 Закона №166-ФЗ, которое возникает при наличии указанного факта, а не наличия справки МСЭ, может быть установлен судом при рассмотрении дела. Факт причины смерти Шаляпина связан с воздействием факторов во время выполнения работ по ликвидации последствий радиационной аварии на ЧАЭС, что в силу п.4 ст.15 закона №166-ФЗ является следствием военной травмы. Однако данный вопрос не был исследован судом, оценка указанным обстоятельствам не дана.

         В возражениях на кассационную жалобу ГУ УПФ РФ в г.Кирове привел доводы об отсутствии правовых оснований для назначения истице пенсии по случаю потери кормильца по нормам статьи 8 и подпункта 1 пункта 4 статьи 15 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ.

          Проверив материалы дела, выслушав представителя Наговицына Ю.А. по доверенности Шаляпиной Г.А., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного на основе фактических обстоятельств, материалов дела и требований закона.

          Согласно п.3 ч.1 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона гарантируется назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, признанных на военные сборы военнообязанных, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с Чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте): супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50- летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности..

          Круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, определяется в соответствии с нормами пункта 3 статьи 29 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а условия и порядок назначения пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы устанавливаются в соответствии с нормами статей 8 и 15 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

          На основании п.п. 1 п. 4 ст. 15 ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере:

1) пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона. Потерей кормильца вследствие военной травмы считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи.

          Согласно п.п. 1 п.2 ст. 15 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.

        Нетрудоспособным членам семьи военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы назначается в зависимости от причины смерти.

          Судом первой инстанции было установлено, что Шаляпина Г.А. является вдовой умершего <дата> ФИО1, который проходил службу в в период с <дата> (пр 157) по <дата> (пр. 14) в должности <данные изъяты>. В/ч дислоцировалась с <дата> по <дата> в <адрес> и принимала участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

           Экспертным заключением <данные изъяты> от <дата> , <данные изъяты> на заседании от <дата> установлено, что причина смерти ФИО1 связана с воздействием комплекса неблагоприятных факторов во время выполнения работ по ликвидации последствий радиационной аварии на Чернобыльской АЭС.

          ФИО1 инвалидность не устанавливалась.         Истица является получателем пенсии по потере кормильца - гражданина, принимавшего участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в соответствии со ст. 10 Закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в размере, предусмотренном ст. 17 Закона № 166-ФЗ.

          Шаляпина Г.А. заявила ответчику о праве на перерасчет пенсии по потере кормильца по нормам ч.1 п.4 ст. 15 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. Считает неправомерным требование ответчика представить в ГУ «УПФ в г. Кирове Кировской области» заключение Государственной службы медико-социальной экспертизы о причинной связи кормильца с военной травмой». При этом ссылается на Письмо от <дата> ФБУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кировской области», которым Шаляпиной Г.А. отказано в выдаче заключения о причине связи смерти кормильца с военной травмой или с исполнением обязанностей военной службы в связи с тем, что муж истца инвалидом не являлся.

         Для назначения пенсии по случаю утраты кормильца в соответствии с п.З части первой ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» необходимо установление причин смерти кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, признанных на военные сборы военнообязанных, для установления причинной связи смерти с военной травмой.

         Истица является получателем пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 10, 17 Закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». При подаче заявления о перерасчете пенсии в порядке ст. 15 Закона №166-ФЗ истице необходимо предоставить документ, подтверждающий, что ее муж являлся военнослужащим и документ, удостоверяющий причинную связь смерти бывшего военнослужащего с военной травмой или заболеванием, полученным в период прохождения военной службы.

        В соответствии с п. 9.2 Постановления Минтруда РФ № 16, ПФ РФ № 19па от 27.02.2002 (в ред. от 12.03.2010 г.) «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному обеспечению в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» к заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца из числа граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным в пункте 9 настоящего Перечня, прилагаются документы, удостоверяющие причинную связь смерти кормильца с катастрофой на Чернобыльской АЭС или другими радиационными и техногенными катастрофами.

           Пункт 32 Постановления предусматривает, что причинная связь смерти бывших военнослужащих с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, подтверждается заключением федерального учреждения медико- социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии.

          Представленное истицей Экспертное заключение от <дата> <данные изъяты> подтверждает связь причины смерти ФИО1 с воздействием комплекса неблагоприятных факторов во время выполнения работ по ликвидации последствий радиационной аварии на Чернобыльской АЭС, но не связывает смерть с военной травмой, в заключении не установлена причинная связь смерти ФИО1, как бывшего военнослужащего, с военной травмой.

          Таким образом, установление причины смерти ФИО1 и установление причинной связи его смерти с военной травмой заключением бюро медико-социальной экспертизы в суде не подтверждено и суду такое заключение не представлено.

           В соответствии с п. 5 Приказа МЗСР от 17.11.2009 г. № 906Н «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» бюро выполняет следующие функции: ж) определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.

         При отсутствии документального подтверждения о том, что смерть кормильца является следствием военной травмы, суд сделал обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для установления Шаляпиной Г.А. пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с со ст. 8, п.п.1 п.4 ст. 15 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

         Так как истца Шаляпина Г.А. не смогла представить исчерпывающие доказательства суду первой инстанции о праве на перерасчет пенсии по потере кормильца, следовательно, не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.

         Доводы, приведенные истцом Шаляпиной Г.А. в кассационной жалобе, о том, что судом неправильно применены нормы материального права, которые относят истца к кругу лиц, имеющих право на получение пенсии по нормам п.п.1 п.4 ст.15 Закона № 166-ФЗ (ред.от 01.07.2011), несостоятельны, они основаны на ином толковании норм материального права и иной оценке собранных по делу доказательств, которым суд в их совокупности дал надлежащую оценку в соответствии с правилами статей 67 ГПК Российской Федерации.

           В кассационной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.

           При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

            На основании изложенного, руководствуясь ст.360, ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

           ОПРЕДЕЛИЛА

          Решение Ленинского районного суда от 15 августа 2011года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Шаляпиной Г.А. - Наговицына Ю.А.       - без удовлетворения.

Председательствующий                                             Судьи