Судья Марушевская Н.В. Дело № 33-3344 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Шевченко Г.М. судей областного суда Кирсановой В.А., Мартыновой Т.А. при секретаре Воложаниновой И.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в гор.Кирове 20 сентября 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Юрьянского района Кировской области на решение Юрьянского районного суда от 23 августа 2011 года, которым постановлено: Исковые требования Коротаевой Н.Ф. к администрации Юрьянского района Кировской области удовлетворить. Взыскать с администрации Юрьянского района Кировской области в пользу Коротаевой Н.Ф. за счет казны МО «Юрьянский район» Кировской области денежные средства в размере <данные изъяты> коп., расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>, всего <данные изъяты> коп. Заслушав доклад судьи областного суда Кирсановой В.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА Коротаева Н.Ф. обратилась с иском к администрации Юрьянского района Кировской области о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии. В обоснование требований указала, что с <дата> по <дата> работала в МУЗ «Мурыгинская участковая больница» в должности зубного техника. Согласно статьи 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (в прежней редакции до 2005 г.) предусматривалось право медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. До 1 января 2005 года медицинские работники учреждения пользовались этим правом. С принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилья с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в ст.63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья населения граждан» были внесены изменения. Часть вторая, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением, признана утратившей силу. Одновременно с ней введены части 4-6, согласно которым меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам устанавливаются Правительством РФ. Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются органами местного самоуправления. Закон Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» от 03 ноября 2004 г. № 267-30, в действующей редакции, в ст.2 указывает на категории специалистов, имеющих право на частичную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в п.2 ч.1 указаны медицинские и фармацевтические работники учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания населения. В соответствии со ст.4 данного Закона в редакции от 06 октября 2008 г. размер частичной компенсации расходов в 2007 г. составлял 117 рублей в месяц, в 2008 г. - 137 рублей в месяц, в 2009 г., 2010 г. - 400 рублей в месяц, в 2011 году 460 рублей в месяц. Данный размер частичной компенсации ниже реальных расходов на содержание квартир с освещением и отоплением, что нарушило права данной категории лиц, в том числе и её права. За период с <дата> по <дата> ею оплачено за отопление - <данные изъяты>., за электроэнергию <данные изъяты> В соответствии с Законом Кировской области № 267-30 от 03 ноября 2004 года, ей начислена и выплачена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за этот период в размере <данные изъяты> руб. Просит взыскать с ответчика в её пользу разницу между уплаченными ею денежными средствами в размере <данные изъяты> руб. и судебные расходы. Судом постановлено указанное выше решение. С постановленным решением суда не согласна администрация Юрьянского района, в кассационной жалобе просит об отмене решения. Кассатор считает администрацию Юрьянского района ненадлежащим ответчиком по делу. В доводах жалобы ссылаются на пункт 2 Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно - коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на предоставление льгот по оплате жилищно- коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет бюджетов субъектов РФ, в федеральном бюджете на соответствующий год. Считают, что при недостаточности выделенных средств из федерального бюджета на цели возмещения платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, взыскание должно осуществляться с Российской Федерации. Для реализации ст. 63 « Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» в период 2005-2011 г.г. дополнительные субвенции из областного бюджета не перечислялись. Таким образом, изъятие муниципальным образованием денежных средств для обеспечения категории работников мерами поддержки нарушает требования бюджетного законодательства. Кроме того, в жалобе указано на нарушение норм процессуального права, поскольку судом не обеспеченная явка представителя Министерства финансов РФ. Изучив материалы дела, заслушав Коротаеву Н.Ф., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан ( в редакции до 01 января 2005 года) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, ст. 62 дополнена ч. 4,5,6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления. Пункт 2 ст. 153 Закона № 122-ФЗ содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных актов должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые меры социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года. Сторонами не оспаривается, что до настоящего времени меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения Администрацией Юрьянского района не установлены. Закон Кировской области № 267-30 от 03.11.2004 года, которым предусмотрены меры социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим и вышедшим на пенсию и проживающих в сельских поселения или поселках городского типа, не освобождает муниципальное образование от принятия мер социальной поддержки медицинским работникам в соответствии с ч. 6 ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» за счет бюджета органа местного самоуправления. Конституционный суд РФ в Постановлении от 17 июня 2004 года № 12-П по делу о проверке конституционности положений ст.ст. 155,156,283 Бюджетного кодекса РФ указал, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы РФ. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ (абзац 3 п.1, п.Зст.86, ст.ст. 129,135). Анализ указанных норм права во взаимосвязи с положениями Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса РФ в действующих редакциях показывает, что расходы по несению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, в той части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования- за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке. Отсутствие у муниципального образования необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан, так как обязанность по финансированию соответствующих льгот и компенсаций не ставится в зависимость от наличия соответствующих финансовых средств. МУЗ « Мурыгинская городская больница », в которой в период <дата> по <дата> работала Коротаева Н.Ф. являлось и является муниципальной организацией здравоохранения, учредителем учреждения является администрация Юрьянского района Кировской области. Согласно Уставу данная больница учреждена администрацией муниципального образования «Юрьянский район» Кировской области финансируется за счет средств районного бюджета на основе сметы. Ответчиком мер правового регулирования, в том числе правовых актов, регулирующих права медицинских работников, размер льгот и компенсаций, порядок их предоставления, источник финансирования, не принималось, суду не представлено доказательств об обращении в органы исполнительной власти Кировской области или иное публичное образование с заявлением о предоставлении субвенций, субсидий для финансирования соответствующих льгот и компенсаций. С учетом изложенного, вывод суда об удовлетворении иска коллегия находит правомерным, постановленным в соответствии с законом. Оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. ст.360, ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Юрьянского районного суда от 23 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Юрьянского района - без удовлетворения. Председательствующий Судьи: