31.10.2011



Судья Никонов К.Ф.      Дело № 33-3566

        11 октября 2011 г.

         КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Погудиной Т.С.

и судей Шевченко Г.М., Сидоркина И.Л.

с участием прокурора Новиковой И.В.

при секретаре Ковалевой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 11 октября 2011 г. дело по кассационной жалобе администрации МО «Город Киров» на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 07 сентября 2011 г., которым постановлено:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Кирова удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Кирова организовать приведение автомобильной дороги - проспекта Строителей на участке в районе домов №№ 40,46 г. Кирова в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93.

         Заслушав доклад судьи Шевченко Г.М., представителя администрации МО «Город Киров» Макаренко Д.П., поддержавшего жалобу, прокурора Новикову И.В., полагавшую решение суда правильным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района г. Кирова действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Кирова об обязании организовать приведение дороги в соответствие с ГОСТом, указал, что по результатам обращения граждан была проведена проверка, в ходе которой установлено, что МО «г. Киров» не обеспечено содержание автомобильных дорог местного значения в соответствии с требованиями технических норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Пунктом 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью. В ходе проверки содержания проспекта Строителей в районе домов №№ 40,46 установлено, что состояние дорожного полотна не соответствует требованиями ГОСТа Р 50597-93. Неисполнение администрацией МО «г. Киров» обязанности организации ремонта и содержания дорог в соответствии с установленными стандартами нарушены права неопределенного круга лиц - участников дорожного движения на безопасность дорожного движения. Просит обязать администрацию МО «Город Киров» организовать приведение в соответствие с ГОСТом Р 50597-93 дорогу по проспекту Строителей г. Кирова в районе домов 40, 46.

Судом постановлено указанное выше решение.

С решением суда не согласно МО «Город Киров», в жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Ленинского района г. Кирова, указывает, на то, что суд неправильно применил нормы материального права, суд не учел нормы права о том, что ни прокурор, ни суд не наделены полномочиями определять в какую очередь надлежит ремонтировать те или иные дороги, размер и правила расчета ассигнований на указанные цели также находится только в компетенции местного самоуправления, в суд не представлено доказательств, что нарушаются права граждан на безопасность дорожного движения, не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, указывает, что при возникновении реальной угрозы безопасности дорожного движения изменение организации движения транспортных средств и пешеходов осуществляется уполномоченными органами, администрация г. Кирова таковым не является.

В возражениях на жалобу прокурор указывает, что считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

В п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дано понятие дорожной деятельности, это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дано понятие содержания автомобильной дороги, это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» устанавливается перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.

Согласно п. 3.1.1 ГОСТ покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью

В п. 3.1.2 ГОСТа установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Как следует из материалов дела, спорный участок автомобильной дороги, проходящий в районе дома № 46 по проспекту Строителей г. Кирова имеет просадок дождеприемника глубиной до 17 см., в районе дома № 40 по проспекту Строителей на проезжей части имеется выбоина, размером 0,45 м. по длине, 0,30 м. по ширине, 7 см. по глубине. Данные повреждения не обеспечивают безопасность дорожного движения.

Наличие данных повреждений автомобильной дороги подтверждается представленным в материалы дела актом проверки, объяснениями сторон, пояснениями сотрудника ОГИБДД УВД по г. Кирову, данных ими в ходе рассмотрения в суде первой инстанции.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Исходя из обстоятельств дела, доказанности наличия повреждений на автомобильной дороге у домов №№ 40,46 по проспекту Строителей г. Кирова, учитывая, что указанная дорога является дорогой местного значения, находится в границах муниципального образования «Город Киров», часть дороги не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93, осуществлять дорожную деятельность в отношении данных автомобильных дорог, организовать приведение состояния автомобильных дорог в соответствие с правилами, стандартами техническими нормами должна администрация муниципального образования «Город Киров», поэтому суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено в соответствии с собранными по делу доказательствами и требованиями закона, доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку доказательств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.

Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального закона не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 07 сентября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий -     Судьи: