дело по кассационной жалобе Елсуковой Л.А. на решение Куменского районного суда Кировской области от 26 августа 2011 года



Судья Дербенева Н.В.                                                                    Дело № 33-3471

                                                                                               04 октября 2011 года

      

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

       Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Орлова А.М.,

судей Сметаниной Е.Н., Шерстенниковой Е.Н.,

при секретаре Беляевой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 04 октября 2011 года дело по кассационной жалобе Елсуковой Л.А. на решение Куменского районного суда Кировской области от 26 августа 2011 года, которым постановлено отказать Елсуковой <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований, заявленных к КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Куменском районе» Кировской области и Департаменту социального развития Кировской области о присвоении звания «Ветеран труда» с 01.03.2005 года, выдаче удостоверения «Ветеран труда» и признании за Елсуковой <данные изъяты> права на льготы согласно звания «Ветеран труда» с 28.06.2010 года.

Заслушав доклад судьи Орлова А.М., заслушав Елсукову Л.А. и ее представителя по ордеру адвоката Шатунову Л.С., судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда

УСТАНОВИЛА:

            

            Елсукова Л.A. обратилась в суд с иском к КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Куменском районе» Кировской области, Департаменту социального развития Кировской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», выдаче удостоверения «Ветеран труда» и признании права на льготы в соответствии с данным званием. В обоснование требований указала, что награждена нагрудным знаком «Отличник санаторно-курортного комплекса профсоюзов России» на основании решения правления ООО СКО ФНПР «Профкурорт» от 30.07.2002 года №18-2. Решением комиссии Департамента социального развития Кировской области от 08.07.2010 года №23 ей отказано в присвоении данного звания, со ссылкой на то, что награждение нагрудным знаком состоялось ООО СКО ФНПР «Профкурорт», который не относится к органам государственной власти РФ. С решением ответчика истец не согласна, в обоснование чего ссылается на требования ст.1, п.п.2 п.1 ст.7 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5-ФЗ и на Обзор практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда», являющееся приложением к Письму Минтруда РФ от 07.10.1998 года №5635-КС, согласно п.2 которого - наряду с орденами и медалями СССР и РФ, почетными званиями СССР и РФ, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», подлежат учету нагрудные знаки и в их числе - знак «Отличник санаторно-курортного комплекса профсоюзов России», которым она награждена.

Просит обязать Департамент социального развития Кировской области присвоить ей звание «Ветеран труда» с 01.03.2005 года, выдать удостоверение «Ветеран труда» и признать за ней право на льготы согласно данного звания с 28.06.2010 года, т.е. с момента обращения с заявлением.

           Куменским районным судом Кировской области постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Елсукова Л.A. просит решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение. Считает, что нагрудный знак «Отличник санаторно-курортного комплекса профсоюзов России» следует рассматривать как ведомственную награду. Указывает, что неоднократно в феврале-марте 2005 года, т.е. до введения в действие Закона Кировской области от 01.08.2006 года №33-ЗО «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», обращалась за присвоением ей звания «Ветеран труда». Считает, что в момент награждения ее нагрудным знаком применялся Обзор практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда», являющееся приложением к Письму Минтруда РФ от 07.10.1998 года №5635-КС, считает, что неприменение данной нормы противоречит Конституции РФ, ухудшает ее положение.

         Проверив материалы дела, заслушав Елсукову Л.А. и ее представителя по ордеру адвоката Шатунову Л.С., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:

в соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1 п. 1); награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2 п. 1). При этом закреплено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7).

Согласно подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Федеральный закон "О ветеранах", устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подп. 2 п. 1 ст. 7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с п. 4 ст. 7 этого Федерального закона определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки (определения от 17 декабря 2009 г. N 1588-О-О, от 17 июня 2010 г. N 763-О-О и от 21 апреля 2011 г. N 544-О-О).

На основании ст.2 Закона Кировской области от 27 июля 2006г. № 239-ЗО «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют: лица, награжденные орденами или медалями, удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет и лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Указанные лица, в соответствии с п.3 ст.3 указанного Закона Кировской области подают в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение государственными органами Российской Федерации, органами государственной власти СССР или Российской Федерации ведомственными знаками отличия в труде.

Из анализа законодательства следует, что ведомственные знаки отличия в труде учитываются при присвоении звания «Ветеран труда» при условии, что награждение ими произведено государственными органами Российской Федерации, органами государственной власти СССР или Российской Федерации.

Установлено, что Елсукова Л.A. Постановлением Исполкома Генерального Совета Федерации Независимых Профсоюзов России от 30.07.2002 года №18-2 награждена нагрудным знаком «Отличник санаторно-курортного комплекса профсоюзов России».

          В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает с момента их государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ст. 8 данного Закона).

          Из указанной правовой нормы, дающей понятие и регламентирующей организацию и деятельность объединения профсоюзов, от имени которого истец награждена знаком, следует, что указанный орган не может быть отнесен к ведомству, а поэтому и награждения от его имени нельзя рассматривать как ведомственные знаки отличия в труде.

При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Елсуковой Л.A.

Довод кассационной жалобы о том, что Елсукова Л.A. неоднократно в феврале-марте 2005 года, т.е. до введения в действие Закона Кировской области от 01.08.2006 года №33-ЗО «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», обращалась за присвоением ей звания «Ветеран труда», судебная коллегия отвергает, так как данные обращения не подтверждены истцом соответствующими доказательствами.

Довод кассационной жалобы о том, что ранее применялся Обзор практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда», являющееся приложением к Письму Минтруда РФ от 07.10.1998 года №5635-КС, его неприменение к истице противоречит Конституции РФ, судебная коллегия отвергает в силу следующего:

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что при осуществлении правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, законодателем должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; напротив, введение различий, не имеющих объективного и разумного оправдания, для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых или сходных ситуациях), нарушает принцип равенства и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации (постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, Определение от 12 июля 2006 года N 350-О).

Относительно довода истицы о дискриминации ее прав в сфере социального обеспечения по сравнению с иными гражданами, которым в Российской Федерации ранее присваивалось звание "Ветеран труда" на основании имевшегося у них нагрудного знака "Отличник санаторно-курортного комплекса профсоюзов России", суд не может руководствоваться названными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку такое социальное право не было предусмотрено федеральным законом, подзаконными актами, а возникало у конкретных граждан вследствие принятия индивидуальных решений соответствующих органов о присвоении такого звания.

Индивидуальные решения органов государственной власти о присвоении звания "Ветеран труда" лицам, имеющим нагрудный знак "Отличник санаторно-курортного комплекса профсоюзов России" в совокупности с условием наличия надлежащего трудового стажа, принимались на основании положений статьи 9 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ ФЗ "О ветеранах" в порядке реализации государственной политики в отношении ветеранов.

Такой вывод суда основывается на анализе действовавшего федерального законодательства и практики его реализации, отраженной, в том числе, в обзоре практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания "Ветеран труда", проведенном органом исполнительной власти Российской Федерации - Министерством труда Российской Федерации. Данный обзор был направлен в соответствующие органы государственной власти в форме письма Министерства труда Российской Федерации от 7 октября 1998 г. N 5635-КС "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".

В соответствии с конституционными принципами разделения власти в Российской Федерации органы исполнительной власти осуществляют исполнение, реализацию законов, принимаемых органами законодательной власти государства. В целях реализации социальной политики государства в отношении ветеранов труда, основные меры которой были закреплены в федеральном законе "О ветеранах", органами исполнительной власти был проведен обзор практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания "Ветеран труда".

Как видно из текста обзора, в названном письме не содержится каких-либо правовых доводов об основаниях отнесения нагрудного знака "Отличник санаторно-курортного комплекса профсоюзов России" к числу ведомственных знаков отличия в труде.

На основе анализа приведенного законодательства суд приходит к выводу о том, что федеральные органы государственной власти, наделенные полномочиями по реализации государственной политики в отношении ветеранов, исходя из собственной дискреции (усмотрения) рассматривали нагрудные знаки "Отличник санаторно-курортного комплекса профсоюзов России" в качестве приравненных к ведомственным знакам отличия в труде при присвоении звания "Ветеран труда". Это подтверждается и тем, что названное письмо не прошло государственную регистрацию, не было опубликовано и не может расцениваться как нормативный акт органа государственной власти Российской Федерации. Кроме того, оно отозвано письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 июня 2008 г. N 3854-ЮВ.

В последующем Федеральным законом от 19.12.2005 года N 163-ФЗ было установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Социальные права, возникшие по ранее действовавшему законодательству, в том числе в отношении лиц, которым в описанном выше порядке - по усмотрению органов власти на основе индивидуального решения присвоено звание "Ветеран труда" в связи с наличием у них нагрудного знака "Отличник санаторно-курортного комплекса профсоюзов России" и соответствующего трудового стажа, признаются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации в силу положений пункта 1 части 1 статьи 7, устанавливающей, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" независимо от оснований и порядка его присвоения.

Однако индивидуальные решения о присвоении звания "Ветеран труда" данной категории лиц не могут рассматриваться судом как законодательно установленные гарантии, и не могут возлагать на соответствующие органы власти субъекта Федерации обязанности по установлению аналогичных норм, поскольку были установлены в отношении лиц, не относящихся к категории награжденных ведомственными знаками отличия в труде, а в отношении лиц, приравненных к таковым индивидуальными решениями органа исполнительной власти. Данный порядок по сути представлял собой установление индивидуальной льготы для лиц, имеющих нагрудный знак "Отличник санаторно-курортного комплекса профсоюзов России", исходя из дискреционных полномочий названных органов в процессе реализации государственной политики в отношении ветеранов, проводимой органами государственной власти Российской Федерации в экономических и политических условиях конкретного периода времени.

Довод кассационной жалобы о том, что в других субъектах Российской Федерации нагрудный знак «Отличник санаторно-курортного комплекса профсоюзов России» дает право на присвоение звания "Ветеран труда", не является основанием к отмене судебного решения, так как решение вопросов о приравнивании тех или иных категорий граждан к законодательно установленному кругу получателей льгот, расширении их перечня и установлении дополнительных льгот относится к исключительным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В связи с указанным, не может быть признана дискриминационной рассматриваемая норма по мотиву того, что в других субъектах РФ при аналогичным обстоятельствах возникает право на присвоение звания и предоставление льгот.

Остальные доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда, но обоснованности этих выводов не опровергают, не свидетельствуют о существенных нарушениях судом закона и основаниями для отмены судебного постановления по данному делу не являются.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

                                           

ОПРЕДЕЛИЛА:

         

решение Куменского районного суда Кировской области от 26 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Елсуковой Л.А. - без удовлетворения.

Председательствующий                                            Судьи