02.11.2011



Судья Жданова Е.А.       Дело № 33-3462

         18 октября 2011 г.

         КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Шевченко Г.М.

и судей Мартыновой Т.А., Сидоркина И.Л.

при секретаре Беляевой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 18 октября 2011 г. дело по кассационной жалобе УФМС по Кировской области на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 25 августа 2011 г., которым постановлено:

признать применение УФМС по Кировской области письма Министерства финансов РФ от 03.12.2009 № 03-04-06-01/311 в части удержания налога на доходы физических лиц из сумм, выплачиваемых в возмещение расходов на проезд к месту отдыха и обратно сотрудникам органов внутренних дел; денежной компенсации на санаторно-курортное лечение незаконным.

Взыскать с Управления Федеральной миграционной службы по Кировской области в пользу Устюгова ФИО8 незаконно удержанный налог на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> руб. расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб.

         Заслушав доклад судьи Шевченко Г.М., представителя УФМС по Кировской области Кадочникова А.В., поддержавшего жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Устюгов А.Н. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы по Кировской области о возврате удержанного НДФЛ, указал, что с августа 2001 г. является сотрудником органов внутренних дел, проходит службу в ФМС, с 08.07.2010 состоит в должности начальника отдела оформления заграничных паспортов УФМС России по Кировской области, с января 2008 по апрель 2010 гг. состоял в должности начальника отделения организации паспортной и регистрационной работы отдела обеспечения паспортной работы УФМС России по Кировской области, имеет специальное звание - капитан внутренней службы. Сотруднику органов внутренних дел оплачивается стоимость проезда к месту проведения ежегодного очередного отпуска и обратно, а также одного из членов семьи 1 раз в 2 года. Кроме того, ежегодно независимо от приобретения путевки выплачивается денежная компенсация в размере <данные изъяты> руб. на самого сотрудника и в размере <данные изъяты> руб. на супруга сотрудника и каждого его несовершеннолетнего ребенка. В декабре 2009 г. ему начислена компенсация за проезд к месту отдыха и обратно, равная затраченным им расходам на проезд к месту проведения ежегодного очередного отпуска в размере <данные изъяты> руб., из данной суммы удержан налог на доходы физических лиц в сумме 2010 руб. Кроме того, в 2009 г. начислена денежная компенсация <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. на несовершеннолетнего ребенка, в общей сумме <данные изъяты> руб., из нее также удержан НДФЛ в сумме <данные изъяты> руб. В декабре 2010 г. ему начислена компенсация за проезд к месту отдыха и обратно в размере <данные изъяты> руб., из данной суммы удержан НДФЛ в сумме <данные изъяты> руб. Кроме того, в 2010 г. начислена денежная компенсация <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. на несовершеннолетнего ребенка, в общей сумме <данные изъяты> руб., из нее удержан НДФЛ в сумме <данные изъяты> руб. Таким образом, за 2009-2010гг. из вышеназванных компенсаций удержан НДФЛ в общей сумме <данные изъяты> руб. С этим удержанием истец не согласен, полагая, что начисленные ему виды компенсаций не подлежат налогообложению как виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, в том числе связанных с возмещением иных расходов - ст.217 Налогового кодекса РФ. Просит признать незаконным применение УФМС России по Кировской области письма Министерства финансов РФ от 03.12.2009 № 03-04-06-01/311 в части удержания НДФЛ из сумм, выплачиваемых в возмещение расходов на проезд к месту отдыха и обратно сотрудникам ОВД; денежной компенсации на санаторно-курортное лечение; взыскать с УФМС по Кировской области в его пользу незаконно удержанный НДФЛ в размере <данные изъяты> руб., расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб.

Судом постановлено указанное выше решение.

С решением суда не согласно УФМС России по Кировской области просит решение отменить, считает, что суд неверно определил обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, суд неверно применил нормы материального права, ссылка суда на ст. 217 НК РФ неверна, так как выплаты за проезд к месту отпуска и обратно, компенсации на санаторно-курортное лечение установлены Постановлением Верховного Совета РФ, данные выплаты относятся к доходам в соответствии со ст. 208 НК РФ и подлежат налогообложению в соответствии со ст. 210 НК РФ.

В возражениях на жалобу Устюгов А.Н. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Устюгов А.Н. с августа 2001 г. являлся сотрудником органов внутренних дел, в настоящее время проходит службу в Управлении Федеральной миграционной службы по Кировской области.

В соответствии со ст. 45 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1, п. 2 Положения о возмещении расходов, связанных с перевозкой сотрудников ОВД, учреждений и органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, граждан, уволенных со службы из этих органов и учреждений, членов их семей, а также их личного имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2002 № 716, п. 15.7 Инструкции о порядке применения Положения о службе в ОВД РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 14.12.1999 № 1038, Министерство внутренних дел РФ возмещает расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и междугородным автомобильным транспортом сотрудников органов внутренних дел к месту проведения очередного ежегодного (каникулярного) отпуска и обратно (один раз в год); членов семей сотрудников ОВД - к месту проведения отпуска и обратно (одного из членов семьи один раз в два года). Оплата проезда производится за счет средств МВД России по установленным нормам.

Согласно ст. 54 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1, сотрудникам ОВД ежегодно независимо от приобретения путевки на санаторно-курортное лечение выплачивается денежная компенсация в размере <данные изъяты> руб. на самого сотрудника и в размере <данные изъяты> руб. на супруга сотрудника и каждого его несовершеннолетнего ребенка.

С 24.08.2009 Устюгову А.Н. предоставлен ежегодный очередной отпуск, в течение которого он выезжал на отдых за пределы территории Кировской области с 06.09.2009 по 16.09.2009, Устюгов А.Н. затратил из личных средств на оплату проезда к месту пребывания отпуска и обратно <данные изъяты> руб. На основании рапорта об оплате проезда в декабре 2009 г. истцу начислена компенсация за проезд в отпуск в размере <данные изъяты> руб., при этом из нее удержан НДФЛ 13%.

В сентябре 2010 г. истцу предоставлен ежегодный очередной отпуск, во время которого он выезжал на отдых за пределы территории Кировской области с 16.09.2010 по 28.09.2010, затратил из личных средств на оплату проезда к месту пребывания отпуска и обратно <данные изъяты> руб. На основании рапорта об оплате проезда в декабре 2010 г. истцу начислена компенсация за проезд в отпуск в размере <данные изъяты> руб., при этом из нее удержан НДФЛ 13%.

Кроме того, за 2009 г. и 2010 г. Устюгову А.Н. были начислены денежные компенсации на санаторно-курортное лечение в размере <данные изъяты> руб. на него и <данные изъяты> руб. на несовершеннолетнего ребенка, в общей сумме <данные изъяты> руб. ежегодно. При этом из денежной компенсации удерживался НДФЛ 13%.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд исходил из того, что в силу п. 3 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), в том числе согласно абз.8 п. 3 ст.217 НК РФ с возмещением иных расходов, перечень льготируемых компенсационных выплат, перечисленных в п. 3 ст. 217 НК РФ, не является исчерпывающим. Суд пришел к выводу, что письмо министерства финансов РФ от 03.12.2009 г. № 03-04-06-01/311, на которое ссылался представитель УФМС по Кировской области, не является нормативным правовым актом, применение его ответчиком по отношению к начисленным истцу выплатам неправомерно.

Судебная коллегия находит данные выводы суда ошибочными, а решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п. 3 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса.

УФМС по Кировской области 08.06.2009 г. обратилось в Министерство финансов РФ с запросом, дать разъяснения по налогообложению НДФЛ денежных компенсаций, выплачиваемых сотрудникам ФМС, на проведение оздоровительного отдыха детей, на возмещение расходов, связанных с проездом к месту проведения очередного ежегодного отпуска и обратно, на санаторно-курортное лечение в размере <данные изъяты> руб. на сотрудника и <данные изъяты> руб. на супруга и каждого его несовершеннолетнего ребенка.

Письмом от 03 декабря 2009 г. № 03-04-06-01/311 Министерство финансов дало письменные разъяснения по поступившему запросу.

Аналогичные разъяснение Министерством финансов даны в письмах от 13.11.2009 г. № 03-04-06-01/92; от 18.03.2010 г. № 3-5-04/353; от 27.04.2010 г. № 03-04-06/1-83; от 21.04.2011 г. № 03-04-05/8-22; от 01.04.2011 г. № 03-04-05/8-214.

С учетом того, что Налоговый Кодекс Российской Федерации прямо предусматривает право Министерства финансов Российской Федерации давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, вывод суда о том, что применение указанного выше письма Министерства финансов РФ Управлением ФМС по Кировской области неправомерным, нельзя признать правильным.

Виды доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, установлены ст. 217 Налогового кодекса РФ.

Статья 217 НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение от налогообложения сумм оплаты стоимости проезда сотрудников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно.

В соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристических, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации.

Освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц сумм денежной компенсации, выплачиваемых вместо обеспечения санаторно-курортным лечением и оздоровительным отдыхом (в том числе для детей школьного возраста), п. 9 ст. 217 НК РФ не предусмотрено.

При этом денежная компенсация, выплачиваемая сотрудникам органов внутренних дел, независимо от приобретения путевки, предусмотренная ст. 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. № 4202-1, в размере <данные изъяты> руб. на самого сотрудника внутренних дел и <данные изъяты> руб. на супруга сотрудника и каждого его несовершеннолетнего ребенка облагается налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

С учетом изложенного, решение суда не может быть признано законным, оно подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 25 августа 2011 г. отменить, Устюгову ФИО9 в удовлетворении исковых требований к УФМС по Кировской области о признании незаконным применения письма Минфина РФ от 03.12.2009 г., взыскании денежных сумм отказать.

Председательствующий -     Судьи: