02.11.2011



Судья Катаева Е.В.         Дело № 33-3615

        13 октября 2011 г.

         КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Шевченко Г.М.

и судей Сметаниной О.Н., Носковой Г.Н.

при секретаре Беляевой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 13 октября 2011 г. дело по кассационной жалобе Лямина А.М. на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 14 сентября 2011 г., которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Лямина ФИО9 к Главному бюро МСЭ по Кировской области, филиал № 16, ГУ - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, выдаче выписки из акта освидетельствования, справки о результатах установления утраты профессиональной трудоспособности в процентах установленного образца, назначении с 30.09.2009 года ежемесячной страховой выплаты с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности исходя из среднемесячного заработка на ЧАЭС за период с июня по декабрь 1988 года с последующей индексацией - отказать.

         Заслушав доклад судьи Шевченко Г.М., представителя ГУ Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Можину Д.С., полагавшую решение суда правильным, представителя КОГУ «УСЗН в городе Кирове» Костину С.В., полагавшую решение суда правильным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Лямин A.M. обратился в суд с иском к Главному бюро МСЭ по Кировской области, филиал № 16, ГУ - Кировское региональное отделение Фонда социального Страхования РФ об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, назначении ежемесячной страховой выплаты, указал, что с 29 мая по 24 декабря 1988 г. он был командирован для участия в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. В результате воздействия ионизирующего излучения и других вредных производственных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС у него наступило ухудшение здоровья, и 30.09.2009 г. он был признан учреждением медико-социальной экспертизы инвалидом 2 группы с формулировкой «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС». На основании п. 15 части первой ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» ему была назначена управлением социальной защиты населения ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере <данные изъяты> руб. (в 2009 г.), с последующей индексацией. В 2010 г. она составляла <данные изъяты> руб. в месяц. Считает, что эта выплата, не является возмещением утраченного заработка, который положено в силу гражданского законодательства возмещать пострадавшему. Она выплачивается только за то, что он стал инвалидом в связи с ЧАЭС, и не учитывает то обстоятельство, что он исполнял на ЧАЭС трудовые обязанности, и заболевание, повлекшее инвалидность, связано с исполнением им трудовых обязанностей. Так как порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору, установлен Федеральным законом №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», считает, что, поскольку повреждение здоровья, связанное с исполнением им трудовых обязанностей, он получил до вступления в силу закона № 125-ФЗ, то в соответствии с пунктом 1 статьи 28 данного закона, обеспечение по страхованию должно производиться страховщиком в соответствии с указанным Федеральным законом. Для назначения страховой выплаты, необходимо установить степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах, обязанность определения которой возложена на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы. Однако Филиал № 16 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Кировской области отказался установить ему степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах. Просит в судебном порядке обязать Филиал №16 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Кировской области установить ему степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах и выдать выписку из акта освидетельствования и справку о результатах установления утраты профессиональной трудоспособности в процентах установленного образца; обязать ГУ Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации назначить ему с 30.09.2009 г. ежемесячную страховую выплату с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, в размере и порядке, предусмотренном статьями 12 и 15 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний», исходя из среднемесячного заработка за период с июня по декабрь 1988 г., с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Судом постановлено указанное выше решение.

С решением суда не согласен Лямин А.М., в жалобе просит решение суда отменить, дело вернуть на новое рассмотрение, указывает, что не согласен с выводом суда, что поскольку Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена фиксированная компенсация, то чернобылец не может на общих основаниях получить возмещение вреда в размере утраченного заработка, в частности, на основании Закона «О социальном страховании от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний», в котором нет положения, что он не распространяется на граждан, получивших повреждение здоровья, связанное с исполнением им трудовых обязанностей в Чернобыле, суд не учел позицию Конституционного суда РФ, который подтвердил право чернобыльцев в судебном порядке требовать возмещение утраченного заработка на основе норм гражданского законодательства, сверх компенсационных выплат, предусмотренных базовым чернобыльским законом, считает, что разъяснение Минтруда РФ от 31.10.2001 г. не подлежит применению, когда речь идет о применении к конкретному гражданину норм гражданского законодательства.

В возражениях на кассационную жалобу ГУ «УСЗН в г. Кирове» просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В отзыве на кассационную жалобу ФГУ «ГБ МСЭ по Кировской области» просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В возражениях на жалобу ГУ Кировское региональное отделение ФСС РФ указывает, что считает решение суда законным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела и содержания решения следует, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.

Лямин A.M. является ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС, являлся инвалидом второй группы с причиной «общее заболевание» бессрочно с 07.05.2009 г., 30.09.2009 г. он обратился в филиал № 16 ФГУ «ГБ МСЭ по Кировской области» с заявлением о связи инвалидности с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС. На основании представленных истцом документов, в связи с установлением причинной связи заболевания и инвалидности с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, филиалом № 16 ФГУ «ГБ МСЭ по Кировской области» причина инвалидности Лямина A.M. «общее заболевание» изменена на формулировку «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС». При этом процент утраты трудоспособности Лямину A.M. не устанавливался.

15 мая 1991 г. был принят специальный (базовый) Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленный, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.

В настоящее время Лямин А.М. получает возмещение вреда на основании базового Закона РФ. В соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ему назначены и выплачиваются: ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (пункт 15 статьи 14 Закона); ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты>. (пункт 13 статьи 14 Закона); ежегодная компенсация за вред здоровью в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (часть 1 статьи 39 Закона); компенсация средств по оплате жилья и коммунальных услуг (пункт 3 статьи 14 Закона).

Пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в ред. от 7 августа 2000 г.) было предусмотрено право граждан-инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ в статью 14 базового Закона внесены изменения. Пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ (пункт 15 части первой статьи 14 базового Закона в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) установлено, что возмещение вреда гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, производится в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности (инвалидам I группы - 5000 рублей, инвалидам II группы - 2500 рублей, инвалидам III группы - 1000 рублей), а не исходя из заработка.

Из пункта 25 части первой статьи 14 базового Закона в его нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам-чернобыльцам, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г.

Таким образом, инвалиды-чернобыльцы, впервые обратившиеся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г., имеют право в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона на возмещение вреда в твердых суммах, исходя только из группы инвалидности, а не как это было ранее - в зависимости от заработка и степени утраты трудоспособности. Следовательно, для возмещения вреда этой категории граждан устанавливать степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах нет необходимости.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. № 11-П признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации: положения пункта 25 части первой статьи 14 и абзаца второго пункта 2 части первой статьи 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 12 февраля 2001 г.) в части перехода на твердые суммы возмещения вреда, размер которых зависит от группы инвалидности лиц, пострадавших от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации ее последствий; положения пункта 25 части первой статьи 14 и абзаца второго пункта 2 части первой статьи 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 12 февраля 2001 года) в системной связи с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в части, не предоставляющей инвалидам - чернобыльцам, впервые обратившимся за назначением возмещения вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года, возможность исчислять его из заработка, дохода, денежного довольствия.

При этом Конституционный Суд РФ указал, что федеральный законодатель должен исходить из конституционных принципов справедливости (статьи 1 и 7 Конституции Российской Федерации) и равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации), в том числе независимо от профессиональной принадлежности, должностного положения этих лиц и, соответственно, от уровня их заработной платы.

В связи с принятием Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 октября 2001 г. № 79 утверждено разъяснение «О порядке применения федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы пункта 15 части первой статьи 14 и пункта 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В связи с абзацем вторым пункта 1 указанного разъяснения при установлении инвалидности, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, лицам, впервые освидетельствованным в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеющим право на льготы и компенсации, предусмотренные статьей 14 Закона, степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах не определяется.

Указанное положение Разъяснения было предметом рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации, решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2010 г. заявление о признании частично недействующим пункта 1 Разъяснения о порядке применения федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы пункта 15 части первой статьи 14 и пункта 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 октября 2001 г. № 79, оставлено без удовлетворения.

Из изложенного следует, что нормативное положение абзаца второго пункта 1 Разъяснения, согласно которому при установлении инвалидности лицам, впервые освидетельствованным в учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, после вступления в силу Федерального закона 2 февраля 2001 г. № 5-ФЗ степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах не определяется, соответствует приведенным выше положениям базового Закона.

Довод жалобы о том, что Разъяснение Минтруда от 31.10.2001 г. не подлежит применению, когда речь идет о применении к конкретному гражданину норм гражданского законодательства, поскольку препятствует реализации его права на возмещение вреда здоровью по нормам гражданского законодательства, не может быть признан состоятельным применительно к данным правоотношениям, поскольку в данном случае Лямин А.М. является инвалидом - чернобыльцем, его требования вытекают из причинения вреда в результате работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, он впервые обратился за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г., Разъяснение дано применительно к возмещению вреда в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона, и только в отношении инвалидов-чернобыльцев, впервые обратившихся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г.

Суд, проанализировав конкретные обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие данные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, ошибочны и не являются основанием к отмене решения суда.

С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г. Кирова от 14 сентября 2011 года оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий -      Судьи: