08.11.2011 Загарских



Судья Марушевская Н.В.                                                       Дело № 33-3651                                                    

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

         Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе

         председательствующего Ворончихина В.В.

         судей областного суда       Кирсановой В.А., Сидоркина И.Л.

         рассмотрела в открытом судебном заседании в гор.Кирове 20 октября 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Юрьянского района Кировской области

         на решение Юрьянского районного суда от 29 сентября 2011 года, которым постановлено:

исковые требования Комаровских ФИО6 к администрации Юрьянского района Кировской области удовлетворить. Взыскать с администрации Юрьянского района Кировской области в пользу Комаровских ФИО7 за счет казны МО «Юрьянский район» Кировской области денежные средства в размере <данные изъяты>. и расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>., всего <данные изъяты>

         Заслушав доклад судьи областного суда Кирсановой В.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА

           

Комаровских Т.П. обратилась в суд с иском к администрации Юрьянского района Кировской области о взыскании денежной компенсации за содержание и обслуживание жилого помещения, отопление и использование электроэнергии. В обоснование иска указала, что с 25 октября 1993 года по настоящее время она работает в МБ ЛПУ «Юрьянская центральная больница» в должности медицинской сестры. Согласно требованиям статьи 63 « Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (в редакции до 2005 г.) предусматривалось право медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. До 1 января 2005 года медицинские работники указанного учреждения пользовались этим правом.

С принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилья с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья населения граждан» был внесен ряд изменений. Часть вторая, которая как указывалось выше, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением, признана утратившей силу.

Одновременно с ней введены части 4-6, согласно которых меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам устанавливаются Правительством РФ. Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются органами местного самоуправления.

Закон Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» от 03 ноября 2004 г. № 267-30, в действующей редакции, в ст.2 указывает на категории специалистов, имеющих право на частичную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в п.2 ч.1 указаны медицинские и фармацевтические работники учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания населения, статьей 4 данного Закона в редакции от 06 октября 2008 г. предусмотрен размер частичной компенсации расходов, который в 2008 г. составлял - 137 рублей в месяц, в 2009 г., 2010 г. - 400 рублей в месяц, в 2011 году 460 рублей в месяц. Размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание квартир с освещением и отоплением, что существенно нарушает права истицы.

За период с 01 сентября 2008 года до 01 сентября 2011 года, когда она должна была пользоваться указанными льготами, ей оплачено за содержание и обслуживание жилья <данные изъяты> руб., отопление -<данные изъяты> руб., электроэнергию <данные изъяты> руб. Размер выплаченной компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за указанный период составил <данные изъяты> руб.

Истица просит взыскать с ответчика в ее пользу разницу между уплаченными денежными средствами в размере <данные изъяты> руб. и расходы по госпошлине.

Судом постановлено указанное выше решение.

С постановленным решением суда не согласна администрация Юрьянского района, в кассационной жалобе просит об отмене решения. Кассатор считает администрацию Юрьянского района ненадлежащим ответчиком по делу. В доводах жалобы ссылаются на недостаточность выделенных средств из федерального бюджета на цели возмещения платы льготной категории потребителей, возложение расходов по оплате на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, просит производить взыскание с Российской Федерации. В период 2005-2011 г.г. дополнительные субвенции из областного бюджета не перечислялись.                  

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан ( в редакции до 01 января 2005 года) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, ст. 62 дополнена ч. 4,5,6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

Пункт 2 ст. 153 Закона № 122-ФЗ содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных актов должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые меры социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Сторонами не оспаривается, что до настоящего времени меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения Администрацией Юрьянского района не установлены.

Закон Кировской области № 267-30 от 03.11.2004 года, которым предусмотрены меры социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим и вышедшим на пенсию и проживающих в сельских поселения или поселках городского типа, не освобождает муниципальное образование от принятия мер социальной поддержки медицинским работникам в соответствии с ч. 6 ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» за счет бюджета органа местного самоуправления.

Конституционный суд РФ в Постановлении от 17 июня 2004 года № 12-П по делу о проверке конституционности положений ст.ст. 155,156,283 Бюджетного кодекса РФ указал, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы РФ. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ (абзац 3 п.1, п.Зст.86, ст.ст. 129,135).

Анализ указанных норм права во взаимосвязи с положениями Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса РФ в действующих редакциях показывает, что расходы по несению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, в той части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования- за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке.

Отсутствие у муниципального образования необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан, так как обязанность по финансированию соответствующих льгот и компенсаций не ставится в зависимость от наличия соответствующих финансовых средств.

МБ ЛПУ «Юрьянская центральная больница », в которой работала истица в указанный период времени являлось и является муниципальной организацией здравоохранения, учредителем является администрация муниципального образования «Юрьянский район», финансируется за счет средств районного бюджета на основе сметы.

Вывод суда об удовлетворении требований иска в размере <данные изъяты> рублей с учетом начисленной и выплаченной истцу компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги в размере <данные изъяты> руб., коллегия находит правомерным.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с ними. Вывод суда постановлен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.           

С учетом изложенного, решение суда об удовлетворении иска постановлено в соответствии с     законом. Оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы не имеется.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.360, ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                       ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Юрьянского районного суда от 29 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Юрьянского     района - без удовлетворения.

Председательствующий                       Судьи: