10.11.2011 года



Судья Дубровина И.Л.                                          дело № 33-3686                                 20 октября 2011 года

                          К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

                                                   

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Орлова А.М.,

судей Шерстенниковой Е.Н. и Носковой Г.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 20 октября 2011 года дело по кассационной жалобе Сысолятиной К.Л. решение Ленинского районного суда города Кирова от 14 сентября 2011 года, которымв иске Сысолятиной К.Л. к Управлению образования администрации г. Кирова о взыскании суммы удержанного налога, возложении обязанностиотказано.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Шерстенниковой Е.Н., судебная коллегия

                                            У С Т А Н О В И Л А:

Сысолятина К.Л. обратилась в суд с иском к Централизованной бухгалтерии № 2 Управления образования администрации г. Кирова о признании незаконным удержания налога на доходы физических лиц с сумм компенсационных выплат, возврате удержанных сумм налога. В обоснование заявленных требований указала, что является матерью <данные изъяты> - ФИО1 и ФИО2., не посещающих образовательные учреждения, и в соответствии с Постановлением Правительства Кировской области от 29.07.2009г. №18/213 с 25 января 2011 года получает пособие в размере <данные изъяты>. на каждого ребенка. Однако вместо <данные изъяты> руб. фактически получает <данные изъяты> руб. на каждого ребенка. Пособие перечисляется за вычетом налога на доходы физических лиц. Считает, что удержание НДФЛ из сумм пособия является незаконным. Указала, что централизованная бухгалтерия № 2 Управления образования администрации г. Кирова в силу ч. 1 ст. 226 НК РФ не является налоговым агентом физических лиц, не состоящих с Управлением образования в трудовых отношениях, а, следовательно, не вправе удерживать налог с выплачиваемых сумм пособия. Считает, что установленные законом субъекта РФ дополнительные виды выплат семьям, имеющим детей, не подлежат налогообложению на основании п. 1 ст. 217 НК РФ, как государственные пособия и иные выплаты, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Удержание налога на доходы физических лиц с упомянутых компенсационных выплат нарушает основополагающие принципы законодательства: справедливости и равноправия граждан. Родители детей, посещающих детские сады, получили доступ к образованию и одновременно компенсацию, не облагаемую налогом. Родители детей, не посещающих детские сады, не могут получить доступ к бесплатному образованию детей, и лишаются части компенсации, удерживаемой в качестве НДФЛ.

Просила признать удержание налога на доходы физических лиц с сумм компенсационных выплат незаконным, обязать централизованную бухгалтерию № 2 Управления образования администрации г. Кирова прекратить незаконное удержание налога в размере <данные изъяты> с сумм пособия, вернуть незаконно удержанные суммы налога за период с 25.01.2011 г. по дату вынесения решения.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Сысолятина К.Л. ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность по доводам, ранее приведенным в суде первой инстанции. Считает, что суд не проанализировал правовую и экономическую сущность выплачиваемого пособия и не сделал вывод - подпадает ли данное пособие под категорию иных выплат и компенсаций, выплачиваемых в соответствии с действующим законодательством, предусмотренных п.1 ст. 217 НК РФ. Считает, что при вынесении решения суд должен был руководствоваться ФЗ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Полагает, что в соответствии с ФЗ «Об образовании», Программой «Развитие образования Кировской области», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 29.07.2009г. № 18/213, указанные пособия носят характер государственной поддержки и не относятся ни к вознаграждениям за труд, ни к материальной выгоде, и, следовательно, не подлежат налогообложению. Кроме того, указала, что суд не исследовал вопрос о нарушении принципов справедливости и равноправия граждан, имеющих детей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Правительством Кировской области утверждено Постановление № 18/213 от 29.07.2009 года «Об областной целевой программе «Развитие образования Кировской области» на 2010 год (в редакции Постановления Правительства Кировской области от 29.11.2010 г. №79/572), согласно которому с 2010 года на территории <данные изъяты> и МО «<данные изъяты>» проводится эксперимент по выплате ежемесячных пособий отдельным категориям родителей (законных представителей), имеющих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования. При этом выплаты указанных пособий проводятся за счет областного и местных бюджетов в соотношении «50» на «50».

Во исполнение указанного законоположения между Департаментом образования Кировской области и администрацией МО «Город Киров» заключены соглашения на 2010 г. и 2011 г. о предоставлении из средств областного бюджета субсидий на реализацию указанного эксперимента.

Расходные обязательства по выплате указанного выше пособия возложены на МО «Город Киров» решением Кировской городской Думы от 29.09.2010г. №

Судом установлено, что истец Сысолятина K.JI. является матерью двоих <данные изъяты> детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, и участником данного эксперимента. С 25.01.2011 г. ей установлено соответствующее пособие в размере <данные изъяты>. на каждого ребенка. Средства перечисляются на лицевой счет, открытый в банке на ее имя. При этом Управлением образования администрации г. Кирова с указанной суммы пособия производятся удержания в виде налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты>

Разрешая спор, суд пришел к выводу, что ответчиком в этой связи нарушений закона не допущено.

Согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего кодекса.

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлен в ст. 217 НК РФ.

Истица ссылается п. 1 указанной нормы, согласно которому не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

Между тем, как следует из буквального содержания данного пункта и иных положений указанной статьи Налогового кодекса РФ, освобождению от налогообложения подлежат не любые государственные пособия и выплаты. Районный суд в этой связи правильно указал, что освобождение от налогообложения каких-либо иных видов выплат, прямо не указанных в статье 217 Кодекса, не допускается.

Пособие, которое выплачивается истице, не поименовано в ст. 217 НК РФ. Освобождение его от налогообложения возможно только путем дополнения перечня освобождаемых от налогообложения доходов.

Ссылки истицы на ФЗ № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» не состоятельны. Пособие отдельным категориям родителей (законных представителей), имеющих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, выплачивается истице в порядке эксперимента в рамках областной Программы развития образования в Кировской области, в том числе, дошкольного. ФЗ № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» регулирует иные отношения.

Согласно п. 4 ст. 226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны удерживать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

Суд пришел к выводу, что Управление образования администрации города Кирова, выступая в качестве налогового агента, и в соответствии со ст. 226 НК РФ, обоснованно исчисляет, удерживает у истицы и уплачивает налог с получаемых ею пособий.

Оснований не согласиться с выводами районного суда судебная коллегия не усматривает. Вынесенное судом решение соответствует закону и является обоснованным.

Приведенные в кассационной жалобе доводы его отмену не влекут. Они фактически направлены на переоценку выводов районного суда, однако оснований для этого не имеется.

Решение Ленинского районного суда города Кирова от 14 сентября 2011 года следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

      

     О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда города Кирова от 14 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:      

Судьи: