16.11.2011г.



Судья Ватажникова З.Т. дело № 33-3572 18 октября 2011 года

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Орлова А.М.,

судей Шерстенниковой Е.Н. и Носковой Г.Н.,

с участием прокурора Шибановой Н.Е.,

при секретаре Калабиной А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 18 октября 2011 года дело по кассационной жалобе Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области на решение Малмыжского районного суда Кировской области от 5 сентября 2011 года, которым на Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Малмыжскому району в лице начальника отдела ФИО и Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области в лице ФИО2 возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить каждую из четырех камер изолятора временного содержания ОМВД России по Малмыжскому району санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности и кранами с водопроводной водой. Ответчиков освободить от уплаты государственной пошлины.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Шерстенниковой Е.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Малмыжского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Отдела Министерства внутренних дел России по Малмыжскому району Кировской области и возложении обязанности устранить нарушения законодательства. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Малмыжского района с привлечением представителя территориального отдела управления Роспотребнадзора по Кировской области в Вятско - Полянском районе проведена проверка деятельности ОМВД России по Малмыжскому району. В ходе проверки установлено, что в ОМВД России по Малмыжскому району имеется изолятор временного содержания, где в четырех камерах содержатся следственно-арестованные граждане. Указанные камеры в нарушение п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005 года № 950 не оборудованы санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности, а также кранами с водопроводной водой, что и существенно нарушает права лиц, содержащихся в ИВС. нарушения уже были отмечены при проведении проверки прокуратурой района в марте 2011 года, по результатам которой вынесено представление об устранении нарушений законодательства. Однако нарушения до настоящего времени не устранены.

Прокурор просил признать незаконным бездействие отдела Министерства внутренних дел России по Малмыжскому району, выразившееся в необеспечении каждой из четырех камер изолятора временного содержания санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности и кранами с водопроводной водой; обязать Отдел Министерства внутренних дел России по Малмыжскому району в лице начальника отдела Дягилева Владимира Михайловича в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить каждую из четырех камер изолятора временного содержания санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности и кранами с водопроводной водой.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и ошибочность выводов суда. Считает, что прокурор не обладает полномочиями на обращение в суд с данным иском, поскольку круг лиц, содержащихся в ИВС ОВД, чьи права нарушены, является конкретным. Указали, что исполнение решения суда приведет к реконструкции всего здания и повлечет для ответчиков значительные убытки. Осуществление установленных решением мероприятий не входит в компетенцию ОМВД России по Малмыжскому району. Считает, что УМВД РФ по Кировской области является ненадлежащим ответчиком, так как распорядителем бюджетных средств в данном случае является МВД России, поскольку финансируется за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Кроме того, УМВД РФ по Кировской области участвовало в деле в качестве третьего лица и решение в отношении не могло быть вынесено.

Заслушав объяснения представителя УМВД РФ по Кировской области Телициной С.В., поддержавшей жалобу, прокурора Шибанову Н.Е., полагавшую – исключить из решения указание о возложении обязанности на УМВД РФ по Кировской области, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

В соответствии со ст. 4 ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления" от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В силу ст. 23 ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления" от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления" от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ, лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии с п. 4 части 2 статьи 16 выше указанного закона Правилами внутреннего трудового, распорядка устанавливается материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых.

Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, в соответствии с пунктом 45 которых камеры изолятора временного содержания оборудуются: санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой.

Судом первой инстанции установлено, что в ходе проверки Изолятора временного содержания ОМВД России по Малмыжскому району выявлены нарушения выше указанных положений законодательства, Четыре камеры изолятора временного содержания ОМВД России по Малмыжскому району не оборудованы санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности и кранами с водопроводной водой. Прокуратурой района еще в марте 2011 года вносилось представление в адрес начальника ОМВД России по Малмыжскому району с требованием принять меры по устранению допущенных нарушений закона, обеспечению законности условий содержания под стражей. До настоящего времени вышеуказанные нарушения законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений ответчиком не устранены.

Нарушения условий содержания под стражей, указанные прокурором, нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

Однако не учел, что эти требования не были предъявлены прокурором к УМВД России по Кировской области. Последнее занимало в процессе положение третьего лица, и к участию в деле в качестве ответчика привлечено не было.

В связи с чем на УМВД России по Кировской области какие-либо обязанности обжалуемым решением суда не могли быть возложены. А из решения следует исключить указание о возложении на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области в лице ФИО 2 обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить каждую из четырех камер изолятора временного содержания ОМВД России по Малмыжскому району санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности и кранами с водопроводной водой.

Между тем, имелись основания для удовлетворения иска, предъявленного к ОМВД России по Малмыжскому району.

Последнее согласно Положению о нем, обеспечивает в соответствии с законодательством РФ содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, здание, в котором находятся камеры ИВС, закреплено за Отделом на праве оперативного управления.

Доводы жалобы о том, что финансирование отдела на указанные в решении цели сметой данного учреждения не предусмотрено, отмену принятого в отношении данного ответчика решения не влекут, поскольку не исключают обязанности ОМВД России по Малмыжскому району, который является юридическим лицом и в своем составе имеет структурное подразделение - Изолятор временного содержания, соблюдать требования ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления" и не допускать нарушения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.

В то же время, поскольку ответчиком по делу является юридическое лицо, указание в решении на то, в лице какого руководителя данным юридическим лицом должно быть исполнено решение суда, противоречит закону. В этой связи из абзаца второго резолютивной части решения Малмыжского районного суда Кировской области от 5 сентября 2011 года следует исключить слова: «в лице начальника отдела ФИО».

В остальной части решение районного суда следует оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Приведенный в жалобе довод об отсутствии полномочий прокурора на предъявление указанного иска являлся предметом разбирательства суда первой инстанции и получил надлежащую оценку. Оснований для иной оценки этого довода не имеется. Суд сделал правильный вывод, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Данное заявление прокурора направлено не только на защиту лиц, содержащихся под стражей в ИВС ОМВД России по Малмыжскому району в настоящее время, но и на защиту интересов лиц, которые будут содержаться под стражей в будущем. Круг таких лиц точно определен быть не может.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Исключить из решения Малмыжского районного суда Кировской области от 5 сентября 2011 года указание о возложении на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области в лице ФИО 2 обязанности - в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить каждую из четырех камер изолятора временного содержания ОМВД России по Малмыжскому району санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности и кранами с водопроводной водой.

Исключить из абзаца второго резолютивной части решения Малмыжского районного суда Кировской области от 5 сентября 2011 года слова: «в лице начальника отдела ФИО».

В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: