Судья Филип Е.Е. Дело № 33-3952 17 ноября 2011 года КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе: председательствующего судьи Ворончихина В.В. судей Сметаниной О.Н., Стексова В.И. с участием прокурора Новиковой И.Г. при секретаре Смоленцеве В.В. рассмотрела 17 ноября 2011 года в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по иску прокурора Нолинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Жилкоммунсервис», обществу с ограниченной ответственностью «Центр расчетов с потребителями города Нолинска» о признании действий в части проведения корректировки за предоставленные услуги по теплоснабжению незаконными и возложении обязанностей произвести перерасчет по кассационным жалобам представителей ООО «Центр расчетов с потребителями города Нолинска», ООО «Жилкоммунсервис» на решение Нолинского районного суда Кировской области от 06 октября 2011 года, которым постановлено об удовлетворении заявленных требований. Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Сметаниной О.Н., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А Прокурор Нолинского района обратился в суд с иском к ООО «Жилкоммунсервис», ООО «Центр расчетов с потребителями города Нолинска» о признании их действий в части проведения корректировки за представленные услуги в 2010 году по теплоснабжению незаконными и возложении обязанностей произвести перерасчет. В обоснование указал, что ООО «Жилкоммунсервис» является Управляющей компанией, осуществляющей предоставление коммунальных услуг населению, и по договору с ОАО «Коммунэнерго» осуществляет поставку тепловой энергии от ОАО «Коммунэнерго» населению. Свое право на корректировку размера платы за-отопление в жилых домах за период с октября 2009 года по сентябрь 2010 года, а затем за 2010 календарный год ООО «Жилкоммунсервис» делегировало ООО «Центр расчетов с потребителями г. Нолинска». Считает, что управляющая компания могла провести корректировку платы за отопление жителям жилых домов, не оборудованных приборами учета, только при изменении тарифа либо норматива отопления, которые устанавливаются на срок более года. Судом постановлено вышеприведенное решение. С решением не согласен представитель ООО «Центр расчетов с потребителями города Нолинска», просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование указал, что согласно пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам (пп. "а"). Считает, что в данном случае предметом спора является наличие права у ООО «Жилкоммунсервис» на проведение корректировки размера платы за отопление в жилых домах за 2010 календарный год, а не размер проведенной корректировки оплаты отопления, поэтому ссылка суда на невозможность применения Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации от 06 мая 2000 г. № 105 не имеет значения. От представителя ООО «Жилкоммунсервис» поступила кассационная жалоба, в которой указано на незаконность решения суда. Приведены аналогичные доводы. От прокурора Нолинского района поступили возражения на кассационные жалобы, в которых указано, что управляющая организация могла провести корректировку платы за отопление жителям жилых домов, не оборудованных приборами учета, только при изменении тарифа либо норматива по отоплению. В ходе судебного заседания установлено, что тариф либо норматив в 2010 году не изменялись, поэтому выводы суда являются обоснованными. Судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе. Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Из материалов дела следует, что ООО «Центр расчетов с потребителями города Нолинска» в соответствии с Уставом предприятия и на основании агентского договора за № 5 от 01.10.2007 года заключенного между ООО «ЦРП г.Нолинска» и ООО Управляющая компания ООО «Жилкоммунсервис», производит начисление и сбор платежей за отопление с населения в соответствии с жилищным законодательством РФ и Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». ООО «Жилкоммунсервис» 22.06.2011 было направлено письмо о необходимости корректировки оплаты населения за отопление за период с января по декабрь 2010 года. Данная корректировка была произведена и жильцам домов по адресам: Нолинский район, город Нолинск, ул.Фрунзе, 45; ул.М.Горького, 28; ул.Курнакова, 20 в счета за июнь 2011 года была включена подлежащая доплате за отопление сумма. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации 23.05.2006 № 307 в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Правилами, в редакции действующей до внесения изменений постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, был установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25) в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректировался исполнителем. В силу п.19 «а» Правил, действующих в редакции на 2010 год, размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством РФ. В суде первой инстанции представители ответчика поясняли, что расчет размера платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию для выявления недоплаты жильцами ими осуществлялся на основании Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения» МДС № 41-4.2000, утвержденной Приказом Госстроя России № 105 от 06.05.2000 года. Методика разработана в развитие утвержденных Госстроем России (Приказ от 11.10.99 № 73) Рекомендаций по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы, с целью дальнейшего совершенствования методической базы энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере и является практическим пособием для теплоснабжающих организаций системы жилищно-коммунального хозяйства и потребителей (абонентов) - юридических лиц, теплопотребляющие установки которых присоединены к водяным тепловым сетям систем коммунального теплоснабжения, при осуществлении коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя. Методика не зарегистрирована в Минюсте РФ, не является нормативным правовым актом. Её применение при расчете потребленной жильцами указанных выше домов тепловой энергии является необоснованной. Следовательно, говорить о превышении объема потребленной жильцами домов по адресам Нолинский район, город Нолинск, ул.Фрунзе, 45; ул.М.Горького, 28; ул.Курнакова, 20 тепловой энергии невозможно. Поэтому, указание суда на то, что размер платы за коммунальные услуги населению при отсутствии прибора учета тепловой энергии должен рассчитываться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, как это предусмотрено п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, является верным. Суд, проанализировав конкретные обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие данные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований. С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалоб не имеется. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А Решение Нолинского районного суда Кировской области от 06 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы представителей ООО «Центр расчетов с потребителями города Нолинска», ООО «Жилкоммунсервис» - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: