Судья Микишев А.Ю. Дело № 33-3958 15 ноября 2011 г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе: председательствующего Шевченко Г.М. судей областного суда Мартыновой Т.А. и Стёксова В.И. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 15 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Абашева Н.З. - Фялковского Л.С. на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 11 октября 2011 года, которым постановлено: Иск Абашева Н.З к УМВД России по Кировской области о перерасчете выслуги лет оставить без удовлетворения. Заслушав доклад судьи областного суда Мартыновой Т.А., судебная коллегия областного суда УСТАНОВИЛА: Абашев Н.З. обратился в Первомайский районный суд г. Кирова с исковым заявлением к УМВД по Кировской области, в котором указал, что 02 июня 2004г. уволен из органов внутренних дел по ограниченному состоянию здоровья. Ответчиком назначена пенсия из расчета выслуги 23 года. Время прохождения срочной службы по призыву в период с 18.04.1981г. по 17.06.1983г. включено в выслугу лет из расчета один день военной службы за один день выслуги. В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» просит обязать УМВД России по Кировской области пересчитать срок выслуги лет в льготном исчислении - один день военной службы за два дня выслуги. Первомайским районным судом г. Кирова постановлено вышеприведенное решение от 11 октября 2011 года. В кассационной жалобе представитель Абашева Н.З. - Фялковский Л.С. выражает несогласие с принятым решением суда, просит решение суда отменить, удовлетворив исковые требования. В обоснование жалобы указал на то, что при подсчете выслуги лет ответчик должен был руководствоваться ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и ФЗ от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», как имеющими высшую юридическую силу по отношению к подзаконному нормативному акту Постановлению Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации». Поскольку положения указанного Постановления Правительства РФ противоречат положениям ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и ФЗ от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», считает, что применению подлежат нормы федеральных законов, а не подзаконного нормативного акта. Также указывает на нарушение судом норм процессуального права, выразившиеся в не направлении истцу копии определения о подготовке дела к судебному разбирательству, отзыва ответчика на исковое заявление, нарушении судом принципа состязательности сторон. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Как усматривается из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Абашев Н.З. в период с 18.04.1981 г. по 17.06.1983 г. проходил срочную службу по призыву.В период с 08 августа 1983 г. по 01 сентября 1986 г., с 17 декабря 1986 г. по 01 июня 2004 г. истец проходил службу в Органах внутренних дел по Кировской области.Приказом УВД по Кировской области от 01 июня 2004 г. № 118 л/с Абашев Н.З. был уволен со службы в органах внутренних дел. Согласно имеющейся в материалах дела копии удостоверения № 16688 Абашеву Н.З. назначена пенсия за выслугу лет (23 года) по ограниченному состоянию здоровья, время прохождения срочной службы по призыву в период с 18.04.1981г. по 17.06.1983г. включено в выслугу лет из расчета один день военной службы за один день выслуги. Как следует из письма от 18.07.2011г. за № 37/1/10/А-2 ответчик УВД по Кировской области отказал в перерасчете выслуги лет из расчета один день военной службы за два дня выслуги, со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941. В соответствии с абзацем 4 п. «а» ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» - условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации. В соответствии со ст. 18 данного Закона Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации. Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего составе органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются: военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружеств; Независимых Государств. В соответствии с п.5 данного Постановления установлено, что военнаяслужба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении. Суд, проанализировав конкретные обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие данные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о пересчете срока выслуги лет в льготном исчислении - один день военной службы за два дня выслуги, поскольку военная служба по призыву Абашева Н.З. не относится к военной службе, подлежащей зачету в выслугу лет на льготных условиях. Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на правильном толковании и применении норм материального права. При этом суд первой инстанции обоснованно отверг доводы истца о том, что при подсчете выслуги лет ответчик должен был руководствоваться ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и ФЗ от 27.05.2003 №58- ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», исходя из следующего. Пункт 3 ст. 10 Закона РФ «О статусе военнослужащих» исходя из его содержания и буквального смысла выслугу лет не регулирует, устанавливает лишь условия включения времени военной службы в общий трудовой стаж и стаж работы по специальности. Данные виды трудового стажа предусмотрены ст. 88 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и учитываются при назначении пенсий на основании этого Закона, ст. 94 которого воспроизводит правило об исчислении периода военной службы по призыву в двойном размере. На лиц, к которым относится положение Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации №941 от 22.09.93, действие Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не распространяется. Их пенсионное обеспечение осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12.02.93 с последующими изменениями и дополнениями «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», согласно которому при назначении пенсии за выслугу лет учитывается не общий или специальный трудовой стаж, а выслуга на военной службе. Названный Закон, как и Закон «О статусе военнослужащих», не содержит нормы о включении в выслугу лет на льготных условиях периода военной службы по призыву. Согласно ч. 3 ст. 18 Закона от 12.02.93 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанным в нем лицам определяется Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного предписания Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации №941 от 22.09.93 утвержден такой порядок. Изложенное в части 1 пункта 5 Постановления «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» правило о включении в выслугу лет периода военной службы по призыву в календарном исчислении не умаляет прав заявителя, предоставленных федеральным законом, и не противоречит вышеназванным Законам Российской Федерации. Выводы суда соответствуют материалам дела. Нарушений норм процессуального права судебная коллегия не усматривает, поскольку согласно материалам дела истец был ознакомлен с отзывом ответчика на исковое заявление, положения ст. 147 ГПК РФ не предусматривают направление определения о подготовке дела к судебному разбирательству лицам, участвующим в деле, иные доводы кассационной жалобы о не обеспечении судом принципа состязательности сторон не нашли своего подтверждения в материалах дела. Таким образом, решение суда постановлено в полном соответствии с нормами материального права и при соблюдении норм процессуального права, поэтому является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 11 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: