Судья Соловей А.В. Дело № 33- 3837 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В. судей областного суда Кирсановой В.А., Сидоркина И.Л. с участием прокурора Новиковой И.В. при секретаре Калабиной А.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании в гор. Кирове 10 ноября 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе МУП « Управляющая компания» на решение Слободского районного суда от 26 сентября 2011 года, которым постановлено: Обязать муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания» обеспечить беспрепятственный доступ в здание, расположенное по адресу: <адрес>, путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Заслушав доклад судьи областного суда Кирсановой В.А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А : Слободской межрайонный прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Управляющая компания» об обеспечении беспрепятственного доступа в здание по адресу <адрес>. В обоснование иска указано на отсутствие беспрепятственного доступа инвалидам в здание МУП «Управляющая компания». В нарушение требований СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание МУП «Управляющая компания» не имеет пандуса, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней согласно технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.Прокурор просит обязать МУП «Управляющая компания» обеспечить беспрепятственный доступ в здание, расположенное по адресу: <адрес>, путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В заявлении указано, что МУП «Управляющая компания» использует здание на основании договора о безвозмездном пользовании муниципальным имуществом, в соответствии с которым обязалась соблюдать технические и иные обязательные нормы, предъявляемые к зданию, расположенному по адресу: <адрес>. В соответствии с частью 1 ст. 15 Федерального закона от 24. 11. 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно- правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно- зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным портом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие помещение звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Часть 5 статьи 15 указанного Федерального закона предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Допущенные нарушения законодательства существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит МУП «Управляющая компания». Приведены доводы о реконструкции здания, к которой относится устройство пандуса, проведение реконструкции за счет средств собственника. Устройство пандуса будет перегораживать проезжую часть, неисполнимо технически. В возражениях на кассационную жалобу прокурор Слободского района указал на законность и обоснованность принятого судом решения, выразил несогласие с доводами кассационной жалобы. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав прокурора Новикову И.В., полагавшую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно ч. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах в том числе обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Строительные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. В соответствии с п. 1.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности. Как установлено судом, МУП «Управляющая компания» расположено в <адрес> на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от <дата>, заключенному с <данные изъяты> Согласно договору МУП «Управляющая компания» обязано производить текущий и капитальный ремонт, нести все расходы, связанные с эксплуатацией и техническим обслуживанием имущества, соблюдать технические и иные обязательные нормы, предъявляемые к имуществу. В ходе проведения проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, проведенной прокуратурой района 26.08.2011 г. выявлены нарушения ответчиком обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Доказательства, опровергающие результаты проверки, ответчиком не представлены. Таким образом, судом правомерно, с учетом фактических обстоятельств дела, представленных доказательств, анализа законодательства, сделан вывод об обоснованности и законности исковых требований прокурора и их удовлетворении. Доводы кассационной жалобы о том, что для установки пандусов необходима разрешительная документация, поскольку эта установка является реконструкцией здания, правового значения для данного дела не имеет. Утверждение, что наличие пандусов будет перекрывать проезжую часть и технически невозможно, в силу статьи 56 ГПК РФ ответчиком не подтверждено. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено. Доводы кассационной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием к отмене решения суда. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Слободского районного суда от 26 сентября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу МУП « Управляющая компания» - без удовлетворения. Председательствующий Судьи