01.12.2011



Судья Никонов К.Ф.                        Дело № 33-3961

                  15 ноября 2011 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего Шевченко Г.М.

судей областного суда Мартыновой Т.А. и Стёксова В.И.

с участием прокурора Новиковой И.В.

при секретаре Калабиной А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 15 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе Администрации г. Кирова на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 17 октября 2011 года, которым постановлено:

Обязать Администрацию г. Кирова предоставить Зориной И.А. в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью 841 кв.м., расположенный по адресу: г. Киров, <адрес> с кадастровым номером .

Заслушав доклад судьи областного суда Мартыновой Т.А., объяснения представителя Администрации г. Кирова Макаренко Д.П., поддержавшего жалобу, Зорину И.А., просившую оставить решение суда без изменения, заключение прокурора, полагавшего кассационную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия областного суда

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Кирова, действующий в интересах Зориной И.А., обратился в суд с иском к администрации г. Кирова, в котором указал, что Зорина И.А. является матерью троих детей, один из которых инвалид. Семья состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий под №2927, своего жилья не имеет. Зорина И.А. обратилась в администрацию г. Кирова с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Нововятский район г. Кирова, для индивидуального жилищного строительства, указав при этом, что является многодетной матерью и в составе семьи имеет ребенка инвалида. Рассмотрев заявление Зориной И.А., комиссия по выбору земельных участков администрации г. Кирова протоколом № 14 от 25.04.2011 приняла решение об опубликовании в СМИ сообщение о намерении предоставить по указанному адресу земельный участок под индивидуальное жилищное строительство в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ. Информация о земельном участке была опубликована в газете МО «г. Киров» «Наш город» 29.04.2011 № 47/261. На данную публикацию поступило заявление Пантюхиной Л.Ю., в связи с чем комиссией по выбору земельных участков администрации г. Кирова 23.05.2011 принято решение обеспечить проведение работ по формированию свободного земельного участка по адресу: сл. <адрес> Нововятский район, г. Киров под индивидуальное жилищное строительство, для последующего предоставления на торгах. Постановлением администрации г. Кирова от 15.06.2011 № 1758-п принято решение об организации и проведении торгов по продаже земельного участка с кадастровым номером , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Наименование ориентира - жилой дом, почтовый адрес ориентира г. Киров, Нововятский район, <адрес> категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальный жилой дом, площадь 841 кв.м. Действия администрации г. Кирова противоречат требованиями федерального законодательства о социальной защите инвалидов, и нарушают права Зориной И.А. на первоочередное предоставление земельного участка. Просит обязать администрацию г. Кирова предоставить Зориной И.А.под индивидуальное жилищное строительство земельный участок с кадастровым номером , местоположение установление относительно ориентира, расположенного в границах участка, наименование ориентира - жилой дом, почтовый адрес ориентира Кировская область, г. Киров, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальный жилой дом, площадь 841 кв.м., по договору аренды.

Первомайским районным судом г. Кирова постановлено вышеприведенное решение от 17 октября 2011 года.

В кассационной жалобе Администрация г. Кирова выражает несогласие с принятым решением суда, просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указала на то, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства инвалидам исемьям, имеющим в своем составе инвалидов, предусматривается ст. 17 «Обеспечение инвалидов жилой площадью» Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации». Однако особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. Исключения в порядке предоставления земельных участков для инвалидов семей, имеющих в своем составе инвалидов, не предусмотрены. Законодательством не предусмотрен льготный порядок предоставления земельного участка для инвалидов. Считают, что применению подлежат нормы Земельного кодекса РФ как специальные нормы права. Также указывает, что предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, осуществляется из состава земель, находящихся в собственности Российской Федерации, поскольку согласно Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации. Нормативно-правовые акты, наделяющие орган местного самоуправления обязанностью предоставления земельного участка из состава земель, находящихся в собственности Российской Федерации, отсутствуют. Таким образом, Администрация г. Кирова не является органом, уполномоченным на первоочередное предоставление земельных участков индивидуального жилищного строительства инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов.

В возражениях старший помощник прокурора Берижицкая Н.А. указала, что статья 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является правовой нормой прямого действия и подлежит применению вне зависимости от обстоятельств, на которые ссылается ответчик в своей кассационной жалобе. Согласно сведениям из кадастрового паспорта земельного участка он относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в этой связи распоряжение данным земельным участком в силу ст. 3 Земельного кодекса РФ осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Считает решение суда законным и обоснованным, просит кассационную жалобу Администрации г. Кирова оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Зорина И.А. является матерью ребенка- инвалида, на которого распространяется действие Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Положения ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. №901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, на учет принимаются и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Анализируя содержание указанных законоположений, суд обоснованно сделал вывод о том, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов. Таким образом, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.

Как усматривается из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Зорина И.А. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с марта 2010 г., учетная очередь по Нововятскому району № 1607.

Зорина И.А. обратилась с заявлениемв администрацию г. Кирова с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Нововятский район г. Кирова, для индивидуального жилищного строительства, указав при этом, что является многодетной матерью и в составе семьи имеет ребенка инвалида.

Согласно выписки из протокола № 18 от 23.05.2011 заседания комиссии по выбору земельных участков администрации г. Кирова (л.д. 22) комиссия решила обеспечить проведение работ по формированию свободного земельного участка для последующего предоставления на торгах (конкурсах, аукционах) по адресу: <адрес> Нововятского района г. Кирова, для индивидуального жилищного строительства.

Исходя из положений ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Исходя из анализа вышеназванных положений законодательства, следует, что в собственность либо в аренду может быть предоставлен только сформированный земельный участок, границы которого определены в соответствии с действующим законодательством.

Из исследованных материалов следует, что земельный участок с кадастровым номером по адресу: г. Киров, <адрес> сформирован под индивидуальное жилищное строительство, границы земельного участка определены,следовательно указанный земельный участок может быть предоставлен в собственность или аренду гражданам.

Земельный участок с кадастровым номером , по адресу: г. Киров, <адрес> сформирован для индивидуального жилищного строительства, градостроительные ограничения по использованию земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Киров, <адрес> отсутствуют, земельный участок соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям СанПиН, техническая возможность подключения к сетям природного газа земельного участка по адресу: г. Киров, <адрес> имеется от газопровода низкого давления диаметром 159 мм.

Согласно ч. 1 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

С учетом положений ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд обоснованно пришел к выводу о том, что при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги не проводятся.

Суд, проанализировав конкретные обстоятельства дела, пришел к выводу о наличии оснований для предоставления Зориной И.А. истребуемого земельного участка вне очереди без проведения торгов, поскольку Зорина И.А., как лицо имеющая право на внеочередное предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, обратилась в администрацию г. Кирова с заявлением о предоставлении ей в аренду конкретного земельного участка.

Судебная коллегия полагает данные выводы суда обоснованными.

Статья 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является правовой нормой прямого действия и подлежит применению вне зависимости от того, что на законодательном уровне не закреплен порядок льготного предоставления земельных участков. Реализация инвалидом предоставленных ему законом социальных гарантий не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия механизма применения закона. Конституция Российской Федерации определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии у Администрации г. Кирова полномочий попредоставлению земельного участка из состава земель, находящихся в собственности Российской Федерации, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.Согласно сведениям из кадастрового паспорта земельного участка указанный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в этой связи, суд правильно возложил на администрацию города Кирова обязанность предоставить участок по договору аренды.

Выводы суда соответствуют материалам дела. Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Таким образом, решение суда постановлено в полном соответствии с нормами материального права и при соблюдении норм процессуального права, поэтому является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 17 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Кирова без удовлетворения.

Председательствующий:       Судьи: