о возложени обязанности обеспечить вывоз бытовых отходов и мусора в соответсвии санитарно-эпидемиологическим законодательством



Судья Гмызина Е.В.                                                                  33- 3983

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.,

судей Сметаниной О.Н., Стёксова В.И..,

при секретаре Смоленцеве В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 17 ноября 2011г. дело по жалобе на решение Мурашинского районного суда от 6 октября 2011 года, которым постановлено о возложении обязанности на

муниципальное образование «Опаринское городское поселение Опаринского района Кировской области» в лице администрации Опаринского городского поселения в срок до 01 ноября 2011 годаорганизовать ежедневный вывоз бытовых отходов и мусора из контейнеров (дворовых сборников) у следующих многоквартирных домов: ул. Октябрьская д. 37; ул. Фрунзе д. 54; улице Р. Люксембург д. 6; ул. Советская д. 16, д. 19 п. Опарино Кировской области в соответствии с требованиями санитарно- эпидемиологического законодательства, в частности п. 2.2.1. СанПиН 42-128-4690-88.

Заслушав доклад судьи Ворончихина В.В., заключение прокурора Новиковой И.В., полагавшей об оставлении жалобы без удовлетворения, судебная коллегия

Установила:

Прокурор Опаринского района обратился в суд с заявлением о возложении обязанности на муниципальное образование «Опаринское городское поселение Опаринского района Кировской области» в лице администрации Опаринского городского поселения в срок до 01.11.2011 года организовать ежедневный вывоз бытовых отходов и мусора из контейнеров (дворовых сборников) у следующих многоквартирных домов: ул. Октябрьская д. 37; ул. Фрунзе д. 54; улице Р. Люксембург д. 6; ул. Советская д. 16, 19 п. Опарино в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, в частности п. 2.2.1. СанПиН 42-128-4690-88.

В обоснование иска, требования которого окончательно сформулированы в судебном заседании, указано на то, что при проведении проверки исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства установлено, что администрацией Опаринского городского поселения допущены грубые нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 2.2.1. СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).

Вопреки указанным требованиям действующего законодательства, контейнеры (дворовые сборники) у следующих многоквартирных жилых домов: ул. Октябрьская д. 37; ул. Фрунзе д. 54; улице Р. Люксембург д. 6; ул. Советская д.14, 19 п. Опарино на момент проверки 12.08.2011 г. переполнены, прилегающая территория захламлена бытовыми отходами. В соответствии с графиком № 556 от 04.07.2007 года, утвержденным директором МУП КХ «Опарино» по вывозу твердых бытовых отходов и мусора из контейнеров в п. Опарино, осуществляется 2 раза в неделю (вторник, пятница), в т.ч. в указанные сроки отходы и мусор вывозятся и в летнее время.

Прокурор указал, что муниципальное образование «Опаринское городское поселение Опаринского района Кировской области» в лице администрации Опаринского городского поселения не организовало должным образом вывоз бытовых отходов и мусора из контейнеров (дворовых сборников) в соответствии с санитарными правилами.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда и указано на незаконность установления обязанности по ежедневному вывозу ТБО, отсутствие разумной целесообразности, экономического обоснования указанных действий. Кроме того, кассатор указал на то, что исполнение указанной обязанности повлечёт за собой значительное увеличение расходов населения.

Проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.

На основании п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 3 и ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона 30.03.1999 № 52-ФЗ «О

санитарно-эпидемиологическими благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 2.2.1. "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) предусмотрено, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Из материалов дела следует, что исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждены нарушения ответчиком в августе 2011 года санитарно - эпидемиологического законодательства, в т.ч. справкой о результатах проверки, фотографиями, приказом № 20 от 04.07.2007 года и по существу не отрицаются автором жалобы.

Действительно, со 2 по 15 августа 2011 года ответчиком не была организована вывозка ТБО из дворовых сборников указанных домов вообще. Данное бездействие ответчика с очевидностью нарушает требования указанных выше норм санитарно - эпидемиологического законодательства. Кроме того, согласно графику очистки и вывоза ТБО, который также был предметом исследования в судебном заседании, предусмотрена вывозка мусора 2 раза в неделю.

Поскольку указанной нормой СанПиН для тёплого времени года предусмотрена ежедневная вывозка мусора, подобная организация вывозки мусора обоснованно признана незаконной.

Поэтому судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда как об этом ставится вопрос в кассационной жалобе.

Вместе с тем, указывая в резолютивной части об обязанности ответчика по организации ежедневной вывозки мусора, суд оставил без внимания положение пункта 2.2.1. СанПиН о том, что срок хранения ТБО в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток. Данное положение не предусматривает указанной обязанности ответчика в холодное время года.

Поэтому в этой части решение суда подлежит изменению.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Мурашинского районного суда от 6 октября 2011 года изменить. Исключить из резолютивной части решения слово «ежедневный».

В остальной части то же решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:                                        Судьи: