23.12.2011г.



Судья Марченко М.В.      Дело № 33-4238

         08 декабря 2011 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего Погудиной Т.С.,

и судей Мартыновой Т.А., Сидоркина И.Л.

с участием прокурора Шибановой Н.Е.

при секретаре Смоленцеве В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 08 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Родыгинское сельское поселение» на решение Советского районного суда Кировской области от 28 сентября 2011 года, которым постановлено:

признать бездействие администрации муниципального образования «Родыгинское сельское поселение», выразившееся в невыполнении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории <данные изъяты> леса (100 метров вглубь леса по дороге на туберкулезный санаторий), в границах Родыгинского сельского поселения, незаконным;

обязать администрацию муниципального образования «Родыгинское сельское поселение» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории <данные изъяты> леса (100 метров вглубь леса по дороге на туберкулезный санаторий), в границах Родыгинского сельского поселения.

Заслушав доклад судьи областного суда Мартыновой Т.А., представителя администрации муниципального образования «Родыгинское сельское поселение» - Егошина В.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Шибановой Н.Е., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия областного суда

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Советского района Кировской области в порядке статьи 45 ГПК обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному образованию «Советское городское поселение» о признании незаконным бездействия администрации МО «Советское городское поселение», выразившегося в невыполнении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории <данные изъяты> леса, в границах Советского городского поселения (100 метров вглубь леса по дороге на туберкулезный санаторий), и обязании ликвидировать данную свалку в течение 1 месяца с момента вынесения решения суда, в обоснование своих требований указывав, что на территории <данные изъяты> леса, в границах Советского городского поселения (100 метров вглубь леса по дороге на туберкулезный санаторий) имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора. В соответствии с действующим законодательством и Уставом муниципального образования «Советское городское поселение» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, в данном случае - к компетенции администрации города Советска. Однако администрацией г.Советска обязанности по организации и вывозу бытовых отходов и мусора не выполняются, никаких мер по ликвидации данной несанкционированной свалки не предпринимается, тем самым создается угроза безопасности окружающей среды и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании прокурор, полагая, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится на территории муниципального образования «Родыгинское сельское поселение», заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика администрации МО «Родыгинское сельское поселение», просил признать незаконным бездействие администрации МО «Родыгинское сельское поселение» Советского района Кировской области, выразившееся в невыполнении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории <данные изъяты> леса, в границах Родыгинского сельского поселения (100 метров вглубь леса по дороге на туберкулезный санаторий), обязать администрацию МО «Родыгинское сельское поселение» Советского района Кировской области ликвидировать указанную несанкционированную свалку в течение 1 месяца с момента вынесения решения суда.

Судом постановлено вышеуказанное решение от 28 сентября 2011 года.

В кассационной жалобе глава администрации муниципального образования «Родыгинское сельское поселение» Егошин В.Н. ставит вопрос об отмене принятого решения суда от 28 сентября 2011 года как незаконного и необоснованного. Считает, что в решении суда не определено местоположение свалки, поскольку на территории Советского района таких объектов, как туберкулезный санаторий и дорога на туберкулезный санаторий, не существует, также не существует и лесного массива с названием «<данные изъяты> лес», а в решении суда не указаны лесные кварталы, по которым определяется местоположение участков леса в лесном фонде. Кроме того, невозможно определить местоположение свалки и по указанному судом направлению: 100 метров вглубь леса. Таким образом, в отсутствие точных координат расположения свалки на местности, на основании данных, указанных в решении суда, определить местоположение свалки не представляется возможным. При этом, судом был необоснованно оставлен без внимания довод представителя администрации МО «Родыгинское сельское поселение» о том, что несанкционированная свалка расположена в г.Советске на ул. <адрес>. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что МО «Родыгинское сельское поселение» никогда не являлось собственником и пользователем лесного участка, на котором находится несанкционированная свалка. Лес, на территории которого расположена свалка, относится к землям лесного фонда, которые в свою очередь, согласно действующему законодательству, находятся в федеральной собственности. Следовательно, к участию в деле должен быть привлечен Департамент лесного хозяйства Кировской области, а МО «Родыгинское сельское поселение» не является надлежащим ответчиком по делу.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор Советского района Кировской области считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой Советского района Кировской области проведена проверка, в ходе которой выявлено, что на территории <данные изъяты> леса (100 метров вглубь леса по дороге на туберкулезный санаторий) имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора.

Полно и всесторонне изучив представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание пояснения специалиста, привлеченного судом к участию в деле, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные земли находятся на территории МО «Родыгинское сельское поселение».

Объективных и достоверных доказательств, опровергающих данный вывод суда первой инстанции, заявителем кассационной жалобы суду не представлено, тогда как в соответствии с положениями статей 56, 57 ГПК РФ обязанность доказывания и представления доказательств лежит на стороне гражданского процесса.

Кроме того, в судебном заседании суда кассационной инстанции представитель администрации МО «Родыгинское сельское поселение» пояснил, что <данные изъяты> лес, в котором находится свалка, по описанию условно входит в границы муниципального образования «Родыгинское сельское поселение».

В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусматривает, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Нормами статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Из материалов дела усматривается, что администрацией МО «Родыгинское сельское поселение» требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены.

В связи с чем неисполнение администрацией МО «Родыгинское сельское поселение» требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Довод кассационной жалобы о том, что обязанности по содержанию леса несет Департамент лесного хозяйства Кировской области, так как лес, на территории которого расположена свалка, находится в федеральной собственности, не имеет правового значения для данного дела, поскольку в силу пункта 4 статьи 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. То есть, уполномоченные органы муниципального образования осуществляют предусмотренные законом полномочия на всей территории поселения, вне зависимости от принадлежности на праве собственности конкретных земельных участков, в том числе, участков лесного фонда.

Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о незаконности бездействия администрации муниципального образования «Родыгинское сельское поселение», выразившееся в невыполнении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Родыгинского сельского поселения, а также о возложении на администрацию муниципального образования «Родыгинское сельское поселение» обязанности по ликвидации указанной несанкционированной свалки.

Довод кассационной жалобы о том, что в решении суда не определено местоположение свалки, не является основанием для отмены судебного решения, поскольку в судебном решении указано, на какой территории расположена несанкционированная свалка, а кроме того, ответчик не лишен права обратиться в суд в порядке части 1 статьи 202 ГПК РФ с заявлением о разъяснении принятого судебного решения.

На основании изложенного судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, не установлено. В связи с чем основания для отмены или изменения обжалуемого решения суда отсутствуют, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда Кировской области от 28 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования «Родыгинское сельское поселение» без удовлетворения.

Председательствующий:       Судьи: