Судья Никонов К.Ф. дело № 33-4156 1 декабря 2011 года К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Орлова А.М., судей Шерстенниковой Е.Н. и Носковой Г.Н., при секретаре Воложаниновой И.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 1 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе Ветлужских Э.А., Ветлужских Е.А. на решение Первомайского районного суда города Кирова от 24 октября 2011 года, которым в удовлетворении иска Ветлужских Э.А., Ветлужских Е.А. о признании права на социальную выплату на приобретение жилья по муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «Город Киров» на 2007 - 2010 гг.», взыскании денежных средств отказано. Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Шерстенниковой Е.Н., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Ветлужских Э.А. и Ветлужских Е.А. обратились в суд с иском к МО «г. Киров» о признании права на социальную выплату на приобретение жилья по муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «Город Киров» на 2007 - 2010 гг.» В обоснование заявленных требований указали, что 31.01.2007 решением Кировской городской Думы № 64/25 утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «Город Киров» на 2007-2010 годы». Социальная поддержка молодым семьям в рамках программы предоставляется в виде социальных выплат в размере не менее 35% расчетной стоимости жилья - для молодых семей, не имеющих детей, 40% от расчетной стоимости жилья - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более. 26.03.2008 г. решением Кировской городской Думы № 15/5 утверждены правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2002-2010 годы. <дата> г. между Ветлужских Э.А. и Прокопьевой (Ветлужских) Е.А. был зарегистрирован брак. После регистрации брака истцы проживают в комнате общей площадью <данные изъяты> кв.м. 23.12.2008 г. комиссией по жилищным вопросам ТУ администрации г. Кирова по Ленинскому району семья истцов признана нуждающейся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». После признания семьи нуждающейся в жилых помещениях Ветлужских Э.А. обратился с заявлением в ТУ по Ленинскому району Администрации г. Кирова о включении их в программу «Обеспечение жильем молодых семей на 2007-2010 годы». На момент обращения возраст Ветлужских Э.А. составлял <данные изъяты> года, а возраст Ветлужских Е.А. <данные изъяты> лет. 25.02.2009 г. Постановлением главы администрации г. Кирова от 24.02.2009 № № семья истцов признана участницей муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «Город Киров» на 2007-2010 годы. <дата> г. в семье родился ребенок. В августе 2010 истцы обратились в отдел по молодежной политике ТУ администрации г. Кирова по Ленинскому району за информацией о перспективах получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках целевой программы. Истцам пояснили, что точно не могут указать срок выдачи свидетельства для получения субсидии, кроме того пояснили, что участником программы могут быть лица, когда возраст каждого из супругов не превышает 35 лет. На письменное обращение истцы получили ответ от администрации г. Кирова о том, что и на 2010 г. семья истцов не включена в список претендентов на получение социальной выплаты в связи с тем, что в список включены семьи, признанные нуждающимися до сентября 2007 г., а семья истцов продолжает оставаться участницей программы, действие которой заканчивается через 2 месяца в 2010 г. В связи с данными обстоятельствами семья истцов заведомо была лишена права на получение социальной выплаты, став участницей программы 2007-2010 годов, так как не была предупреждена о том, что денежные средства, выделяемые на финансирование программы, выделяются не в полном объеме. Из письма № № от 25.04.2011 г. истцы узнали о том, что утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жилье молодых семей муниципального образования «Город Киров» на 2011- 2015 годы, и что семья истцов может принять участие в данное программе. Между тем в соответствии с п. 5 Правил возраст каждого из супругов на день принятия программы не может превышать 35 лет. <дата>. Ветлужских Э.А. исполнилось <данные изъяты> лет. Таким образом, молодая семья, в силу возрастных ограничений, автоматически лишается возможности стать участником Программы на 2011 -2015 года, при этом семья истцов ожидала своей очереди на получение социальной выплаты в течение 3 лет, с 2008 г., однако воспользоваться своим правом не смогла по независящим от нее обстоятельствам. Просили суд признать их право на получение социальной выплаты на приобретение жилья по муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «Город Киров» на 2007-2010 годы в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285, в размере 40 % стоимости приобретаемого жилья. Обязать МО «г. Киров выдать семье истцов свидетельство на приобретение жилья. Ветлужских Э.А., Ветлужских Е.А. уточнили заявленные требования, к участию в деле в качестве соответчиков привлекли Департамент финансов Кировской области, Министерство финансов РФ. Просили признать их право на получение социальной выплаты на приобретение жилья по муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «Город Киров» на 2007-2010 годы в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285, в размере 45 % стоимости приобретаемого жилья. Обязать субъект РФ «Кировская область» в лице Департамента финансов Кировской области произвести выплату денежных средств в размере 6% от стоимости жилья, что составляет <данные изъяты> руб. Обязать Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области произвести выплату денежных средств в размере 30% стоимости, что составляет <данные изъяты> руб. Обязать МО «г. Киров» произвести выплату денежных средств в размере 4% стоимости жилья, что составляет <данные изъяты> руб. Обязать МО «г. Киров» произвести дополнительную социальную выплату денежных средств в размере 5 % стоимости жилья, что составляет <данные изъяты> руб. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Ветлужских Э.А. и Ветлужских Е.А. ставят вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и ошибочность выводов суда, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указали, что в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие правильность формирования списков молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году. Полагают, что с учетом признания их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий 23.12.2008 г., они подлежали включению в сводный список молодых семей-участников Программы. Полагают, что у суда отсутствовали основания для отказа в иске в связи с тем, что цель программы - обеспечение их семьи доступным жильем, не достигнута. Достижение лицом 35 лет, которое признано нуждающимся в жилом помещении и стало участником Программы до указанного возраста, не является основанием для отказа в признании права истцов на получение социальной выплаты. Заслушав объяснения Ветлужских Э.А., поддержавшего жалобу, объяснения представителя администрации Алейниковой О.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей». Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. Участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья). Для целей подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», которые содержат условия и порядок предоставления молодым семьям социальных выплат, на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы. Решением Кировской городской Думы от 31.01.2007 N 64/25 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «Город Киров» на 2007 - 2010 гг.», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программ «Жилище» на 2002 - 2010 годы» от 31.12.2005 N 865, утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «Город Киров» на 2007 - 2010 годы. Из дела видно, что Ветлужских Э.А. 28.12.2008 г. признан нуждающимся в жилых помещениях основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Постановлением администрации г. Кирова от 24.02.2009 г. № № семья Ветлужских признана участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образован «Город Киров» на 2007-2010 годы. Как следует из Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, она направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома. Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом Подпрограмма указывает в качестве источников финансирования, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и устанавливает конкретные объемы финансирования по годам. В этой связи списки претендентов на получение указанных выплат определяются на каждый год. Согласно Подпрограмме органы местного самоуправления осуществляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверку представленных молодыми семьями документов, формируют списки молодых семей для участия в подпрограмме в планируемом году и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на предоставление социальных выплат из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение средств из федерального бюджета для софинансирования мероприятий подпрограммы и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Заявка и указанный сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы. Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, а также заявок, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и установленного подпрограммой принципа распределения между субъектами Российской Федерации общего размера средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование подпрограммы, определяет для каждого субъекта Российской Федерации предварительные контрольные цифры бюджетных средств, которые в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, доводятся до органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Из дела видно, что 28.08.2009 г. муниципальным образованием «Город Киров» был представлен утвержденный список молодых семей - участников подпрограммы и областной целевой программе «Дом для молодой семьи» на 2010 год из 252 молодых семей с датой признания нуждающимися в улучшении жилищных условий до 02.12.2008 г. Семья Ветлужских Э.А. и Е.А. не была включена в список отсутствовала, поскольку была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий 23.12.2008 г. В сводный по области список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году, были включены все представленные в списках органов местного самоуправления области 476 молодых семей на сумму планируемого финансирования из средств федерального бюджета в размере 182,3 млн. рублей. После того, как приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 07.06.2010 г. № 274 до Кировской области доведен был контрольный годовой предельный размер средств федерального бюджета в размере 37 490,24 тыс. руб., который уменьшил планируемый объем финансирования из средств федерального бюджета, список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2010 году был сформирован на сумму, не превышающую 37 490,24 тыс. руб. В результате в указанный список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты из сводного списка (с учетом суммы поступивших федеральных бюджетных средств) было включено 111 молодых семей из 28 муниципальных образований области, с датой признания нуждающимися в улучшении жилищных условий до 28.12.2007 года, которым распределены выделенные на 2010 год денежные средства. Указанная Программа в 2010 года прекратила свое действие. С 2011 года действует новая подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050. В своем иске Ветлужских Э.А. и Е.А. указали, что ее участниками они быть не могут в силу того, что возраст Ветлужских Э.А. превысил, предусмотренный Программой, ему <данные изъяты>. Считают нарушенным их право на получение социальной выплаты и просили обязать ответчиков произвести им соответствующие денежные выплаты, предусмотренные муниципальной программой «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «Город Киров» на 2007-2010 годы в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Конституция РФ провозглашает право каждого на жилище (ст. 40). В Российской Федерации среди приоритетных национальных проектов объявлен проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Механизмами реализации проекта являются федеральные целевые программы, в том числе, применительно к рассматриваемому периоду, Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Данная Подпрограмма предусматривала условия, при которых может быть реализовано право молодой семьи на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты, и при этом устанавливала определенный срок ее действия, определенные объемы финансирования по годам, требования к возрасту участников программы и формированию списков ее участников, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Отказывая в иске, суд исходил из того, нарушений условий реализации данной Подпрограммы ответчиками не допущено. Программа 2002-2010 г.г. прекратила свое действие в 2010 г., Список претендентов на 2010 г. был сформирован в хронологической последовательности в соответствии с датой признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий, в пределах полученной из федерального бюджета суммы, с учетом пропорционального софинансирования из областного и местного бюджетов. Ссылки истцов на невозможность получения указанной социальной выплаты в связи с достижением <данные изъяты> возраста как следствие недостаточного финансирования на эти цели, не состоятельны. Правительство Российской Федерации, действуя в соответствии со своими полномочиями, в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, вправе было при принятии указанных нормативных актов, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть указанное ограничение по возрасту участника программы. При этом невыполнения условий Подпрограммы в части ее финансирования согласно предусмотренным объемам не установлено. В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что оснований не согласиться с вынесенным районным судом решением не имеется. Оно соответствует закону и является обоснованным. Приведенные в кассационной жалобе доводы его отмену не влекут, они фактически направлены на переоценку вывода суда об оставлении иска без удовлетворения. Однако оснований для этого не имеется. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Первомайского районного суда города Кирова от 24 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: