29.12.2011г.



Судья Маркин В.А.                                     дело № 33-4218                           6 декабря 2011 года

                           К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Орлова А.М.,

судей Шерстенниковой Е.Н. и Носковой Г.Н.,

с участием прокурора Шибановой Н.Е.,

при секретаре Ковалевой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 6 декабря 2011 года дело по кассационным жалобам Управления ветеринарии Кировской области и Департамента государственной собственности Кировской области на решение Октябрьского районного суда города Кирова от 28 октября 2011 года, которым объекты недвижимого имущества - скотомогильники № , расположенные в <адрес>, признаны объектами, не имеющими собственника. На Управление ветеринарии Кировской области возложена обязанность привести скотомогильники № , расположенные в <адрес>, в соответствие с требованиями пункта 5.6 Ветеринарно - санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469.

На Департамент государственной собственности Кировской области возложена обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кировской области с заявлением о постановке на учет объектов недвижимого имущества - скотомогильников № , расположенных в <адрес>, как объектов государственной собственности субъекта Российской Федерации - Кировской области.

Заслушав доклад судьи областного суда Шерстенниковой Е.Н., судебная коллегия

                                           У С Т А Н О В И Л А:

Заместитель прокурора Кировской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Правительству Кировской области, Департаменту государственной собственности Кировской области, Управлению ветеринарии Кировской области о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильников № , расположенных в <адрес>, и приведении их в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. В обоснование заявленных требований указал, что при проведении проверки прокуратурой Кировской области были выявлены нарушения природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. По вышеуказанному адресу расположены два скотомогильника, состоящие на учете в <данные изъяты> под номерами . Скотомогильник № основан в 1975 год; использовался для захоронения трупов животных, с 1980 года не эксплуатировался. Скотомогильник № основан в 1981 году, использовался для захоронения трупов животных, с 2006 года не эксплуатировался. Данные объекты утилизации биологических отходов, вопреки требований действующего законодательства, не огорожены глухим забором высотой не менее 2 метров с въездными воротами, траншея с устройством вала из вынутого грунта по его периметру отсутствует, нет запрещающих знаков. Владелец указанных скотомогильников - СПК (колхоз) « <данные изъяты> » прекратил свою деятельность. <данные изъяты> не является балансодержателем данных скотомогильников, они не находятся в ее ведении. Таким образом, указанные скотомогильники фактически являются бесхозяйными, их собственник либо иной владелец отсутствует, в связи с чем, меры по их обустройству в соответствии с предъявленными требованиями не принимаются, что ставит под угрозу экологическое благополучие на территории муниципального образования и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения. Сложившаяся ситуация может повлечь загрязнение почв, подземных и поверхностных вод, а также привести к массовому заражению животных и иные более тяжкие последствия. Вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. В соответствии с п. 1.1 Положения об Управлении ветеринарии Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 19.11.2008 № 153/457, государственная политика в сфере ветеринарии и организация проведения на территории Кировской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, обеспечение защиты населения от болезней, общих для человека и животных, осуществление государственного ветеринарного надзора входит в полномочия Управления ветеринарии Кировской области. Скотомогильники № и № не имеют собственника, денежные средства на содержание указанных объектов органами государственной власти Кировской области не выделяются. Управление недвижимым и движимым имуществом, находящимся в собственности Кировской области в соответствии с Положением о Департаменте государственной собственности Кировской области, утвержденным Постановлением Правительства Кировской области от 19.11.2008г. № 153/458, осуществляет Департамент государственной собственности Кировской области. Непосредственно в полномочия Департамента входит исполнение технической работы по приобретению имущества в собственность области и по государственной регистрации права собственности.

Прокурор просил признать объекты недвижимого имущества - скотомогильники № и № , расположенные в <адрес>, объектами, не имеющими собственника; обязать Департамент государственной собственности Кировской области обратиться в Управление Росреестра по Кировской области с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильников № , обязать Управление ветеринарии Кировской области привести скотомогильники № , расположенные по выше указанному адресу, в соответствие с требованиями п. 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 № 13-7 2/469.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационных жалобах Управление ветеринарии Кировской области и Департамент государственной собственности Кировской области ставят вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и ошибочность выводов суда.

Управление ветеринарии Кировской области полагает, что суд в нарушение норм материального права неверно отнес скотомогильники к недвижимому имуществу. Указывает, что скотомогильники не являются биотермическими ямами, а являются захоронениями трупов сельскохозяйственных животных в земле, не имеют фундаментов, не имеют технологической самостоятельности, могут быть только частью земельного участка, который является собственностью РФ. Считают, что в соответствии с действующим законодательством бремя содержания земельных участков, на которых находятся захоронения, должно возлагаться на собственника, то есть на РФ. Считают себя ненадлежащим ответчиком.

Департамент государственной собственности Кировской области указал, что материалами дела подтверждено, что спорные объекты не являются самостоятельными скотомогильниками, а, следовательно, суд неверно применил п.п. « ц » п.2 ст. 26.11 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ ». Указал, что Департамент не обладает полномочиями на обращение в соответствующий орган по постановке на учет недвижимого бесхозяйного имущества. Собственником земельных участков, на которых находятся захоронения, является РФ, поэтому бремя содержания и оформления этих объектов должно возлагаться на собственника.

Заслушав объяснения представителя Департамента государственной собственности Кировской области Мохова Л.А. и представителя Управления ветеринарии по Кировской области Межуевой Т.В., поддержавших жалобы, представителя Правительства Кировской области Зирка В.Н., полагавшего об удовлетворении жалоб, прокурора, полагавшего решение оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой Кировской области была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в ходе которой было выявлено, что по адресу: <адрес>, расположены два скотомогильника, состоящие на учете в <данные изъяты> под номерами и

Согласно информации <данные изъяты> скотомогильник № основан в 1975 году, использовался для захоронения трупов животных, с 1980 года не эксплуатировался; скотомогильник № основан в 1981 году, использовался для захоронения трупов животных, с 2006 года не эксплуатировался.

Устроитель указанных скотомогильников СПК (колхоз) « <данные изъяты> » снят с регистрационного учета по решению регистрирующего органа как прекративший свою деятельность.

Данные скотомогильники не включены в реестр областной и федеральной собственности, на баланс <данные изъяты> не передавались, в ЕГРП записи о зарегистрированных правах на них отсутствуют.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что данные скотомогильники являются имуществом, не имеющим собственника, а также они не соответствуют ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

В частности, в нарушение ч. 3 ст. 97 Земельного кодекса Российской Федерации скотомогильники не обозначены специальными информационными знаками.

В нарушение пункта 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 года № 13-7-2/469, территория скотомогильников не огорожена глухим забором высотой не менее 2 метров с въездными воротами; с внутренней стороны забора по всему периметр не выкопана траншея глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метров с устройством вала из вынутого грунта; через траншею не перекинут мост.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Скотомогильник - это место, отведенное для биологических отходов. Биологическими отходами являются: трупы животных птиц; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

Строительство и содержание скотомогильников и биотермических ям имеет целью предупреждение и ликвидацию заразных и массовых незаразных болезней животных, защиту населения от болезней, общих для человека и животных, то есть предупреждение и ликвидацию последствий таких явлений, как эпидемия и эпизоотия, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.

Разрешая спор, суд исходил из того, что отсутствие собственника у скотомогильников влечет невозможность обеспечения сохранности не только данного объекта недвижимости, но и обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды в зоне влияния данного сооружения. Сложившаяся ситуация может повлечь загрязнение почв, подземных поверхностных вод, а также привести к массовому заражению животных и соответственно, распространению инфекционных заболеваний среди населения.

Согласно ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения » полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

Суд обоснованно признал, что выполнение мероприятий по приведению указанных скотомогильников в соответствие с требованиями законодательства непосредственно относится к мерам, которые должны применяться субъектом РФ - Кировской областью в рамках осуществления его полномочий в вышеуказанной сфере.

Для этого, соответственно, требуется учет и регистрация данного имущества как недвижимого. Судебная коллегия находит правильным вывод районного суда о том, что скотомогильники непосредственно связаны с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в соответствии со ст. 130 ГК РФ они относятся к объектам недвижимого имущества. Доводы ответчиков о том, что данные объекты не оборудованы как биотермические ямы, поскольку не имеют фундаментов, а по своей сути, являются могилами, выкопанными в земле, выводов суда не опровергают, эти доводы не относят указанные объекты к движимому имуществу и обязанности субъекта РФ - Кировская область по решению вопросов организации на его территории мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных не исключают.

В соответствии с Постановлением Правительства Кировской области от 19.11.2008 г. № 153/458, Департамент государственной собственности Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области.

В силу ст. 3.1.1.1 - 3.1.1.2 Постановления Правительства Кировской области от 19.11.2008 г. № 153/458, Департамент ведет учет государственного имущества Кировской области и исполняет техническую работу по приобретению имущества в собственность области, т.е. является уполномоченным органом осуществляющим учет и последующую регистрацию права собственности Кировской области на объекты недвижимого имущества, которые в силу закона (п.п. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06,10.1999 N 184-ФЗ) могут находиться в собственности субъекта Федерации.

Возможность нахождения указанных скотомогильников в федеральной собственности материалами дела не подтверждается, и суд обоснованно обязанность - обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кировской области с заявлением о постановке на учет объектов недвижимого имущества - скотомогильников № и , расположенных в <адрес>, как объектов государственной собственности субъекта Российской Федерации - Кировской области, возложил на Департамент государственной собственности Кировской области.

Управление ветеринарии Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере ветеринарии по организации проведения на территории Кировской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, обеспечению защиты населения от болезней, общих для человека и животных, осуществлению государственного ветеринарного надзора (Постановление Правительства Кировской области от 19.11.2008 № 153/457).

Согласно данному Постановлению, Управление исполняет следующие государственные функции и является центром ответственности за их исполнение: организация проведения на территории Кировской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; обеспечение защиты населения от болезней, общих для человека и животных; ведение учета объектов, подконтрольных ветеринарному надзору; осуществление государственного ветеринарного надзора, в том числе за ветеринарно-санитарным состоянием мест хранения, транспортировки, утилизации и уничтожения биологических отходов.

В своем решении суд пришел к правильному выводу о необходимости приведения скотомогильников № и , расположенных в д<адрес>, в соответствие с требованиями пункта 5.6 Ветеринарно - санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469В.

Исполнение решения в этой части обоснованно возложил на указанный орган исполнительной власти Кировской области в данной сфере.

Полномочия Управления ветеринарии Кировской области подтверждены Постановлением Правительства Кировской области от 06.07.2010 № 57/294. Согласно данному постановлению в целях снижения рисков чрезвычайных ситуаций, повышения защищенности населения и территорий Кировской области от угроз природного и техногенного характера, обеспечения необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения области и устойчивого социально-экономического развития области, в соответствии с распоряжением Правительства области от 01.06.2010 N 174 «О концепции областной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Кировской области» на 2011 - 2013 годы» утверждена областная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Кировской области» на 2011 - 2013 годы». К задачам данной Программы, в частности, относится создание условий для обеспечения безопасной утилизации биологических отходов. В Программе указывается на проблемы, связанные несоответствием большинства существующих на территории Кировской области скотомогильников требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора и утилизации биологических отходов, что создает угрозу возникновения и распространения особо опасных карантинных болезней человека и животных, приведены пути решения проблемы, указывается на необходимость финансирования данного направления.

Государственным заказчиком Программы в этой связи является Управление ветеринарии Кировской области, на которое и возложено обеспечение организации выполнения мероприятий Программы путем размещения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит вынесенное судом решение соответствующим нормам материального права, содержащиеся в нем выводы - установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Оснований для его отмены не усматривает.

Приведенные в кассационных жалобах доводы не состоятельны и отмену обжалуемого судебного постановления не влекут. Они фактически направлены на иное толкование и применение норм права, переоценку выводов районного суда. Однако оснований для этого не имеется.

С учетом изложенного решение Октябрьского районного суда города Кирова от 28 октября 2011 года следует оставить без изменения, кассационные жалобы Управления ветеринарии Кировской области и Департамента государственной собственности Кировской области - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

                 О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда города Кирова от 28 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: