17.01.2012



Судья Шамов О.В.                                                                Дело № 33-4272

                                                                                               15 декабря 2011 года

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ворончихина В.В.

судей Сметаниной О.Н., Кирсановой В.А.

при секретаре Ковалевой А.А.

рассмотрела 15 декабря 2011 года в открытом судебном заседании в городе Кирове

гражданское дело по иску Смирновой Л.М. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Уржумском районе Кировской области о признании незаконным решения начальника ГУ - УПФ РФ в Уржумском районе Кировской области № 16 от 10.03.2011 года,

по кассационной жалобе представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Уржумском районе Кировской области

на решение Уржумского районного суда Кировской области от 02 ноября 2011 года,

которым постановлено об удовлетворении заявленных требований.

Заслушав доклад судьи Сметаниной О.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А

Смирнова Л.М. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Уржумском районе о признании незаконным решения № 16 от 10.03.2011 года. В обоснование указала, что данным решением ей отказано в назначении пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", по причине отсутствия требуемого стажа работы - 25 лет на соответствующем виде работ. Истцу не включен в специальный стаж период службы в рядах Вооруженных Сил РФ с 16.05.1985 года по 31.08.1992 года (7 лет 3 месяца 16 дней). В бесспорном порядке в специальный стаж истца по педагогической специальности включены периоды работы в образовательных учреждениях общей продолжительностью 23 года 02 месяца 28 дней. Считает, что период службы в Вооруженных Силах РФ также подлежит включению в специальный стаж, поскольку в указанный период действовало "Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. Данным Положением было предусмотрено, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности включаются периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

С решением не согласен представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Уржумском районе Кировской области, в кассационной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указал, что ст. 78 Закона СССР от 12.10.1967 г. «О всеобщей воинской обязанности», действовавшего в спорный период, солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы и лицам, призванным на офицерские должности в соответствии с пунктом 2 статьи 66 указанного Закона, время их действительной военной службы, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока (а по уважительным причинам и более этого срока) после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности. Льгота по включению в специальный стаж была введена законодателем в целях компенсации исполнения гражданином обязанности по несению срочной службы. Руководствуясь действовавшим в спорный период законодательством периоды службы в качестве прапорщика, в соответствии с Положением о прохождении воинской службы прапорщикам и мичманам Вооруженных сил СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 02.10.1985 г. № 934, необходимо рассматривать как реализацию гражданином права на труд. Таким образом, судом необоснованно засчитан в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей период прохождения сверхсрочной службы в армии (по контракту) Смирновой Л.М..

Судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из трудовой книжки Смирновой Л.Н. следует, что в период с 15.08.1981 она работала учителем математики средней школы <данные изъяты>.

С 16.05.1985 года по 31.08.1992 года истец проходила действительную военную службу.

Из послужного списка военнослужащего следует, что Смирнова Л.М. в указанный период проходила военную службу с присвоением ей воинских званий "матрос", "старший матрос", "мичман".

В периоды времени после 31.08.1992 года Смирнова Л.М. работала в должности учителя математики образовательных учреждений. Указанные периоды органом пенсионного фонда включены в специальный стаж истца.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" № 173- ФЗ от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы Смирновой Л.М. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

В данном пункте статьи Закона содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10 Закона "О статусе военнослужащих" предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.

Анализируя п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения от 17.12.1959 представитель ответчика ошибочно пришел к выводу, что законодатель предусмотрел возможность включения в специальный стаж исключительно периодов, в течение которых гражданин выполнял общественную, политическую деятельность, установленную Законом обязанность или пребывал в ситуации по независящим от него причинам и, которые, соответственно, не были обусловлены личным выбором.

Для понимания заложенного законодателем в п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения от 17.12.1959 смысла необходимо было обратиться к действующей в тот период Конституции СССР от 05.12.1936, которая в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс обеспечивала гражданам СССР право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества. А наиболее активным и сознательным гражданам из рядов рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции провозглашала право добровольно объединяться в Коммунистическую партию Советского Союза. При этом воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР представлялась почетной обязанностью граждан СССР (ст.126, ст.132 Конституции СССР).

Поощряя указанные виды деятельности граждан СССР, законодатель предусмотрел их включение в льготный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, суд не допустил.

Доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда в обжалуемой части.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А

Решение Уржумского районного суда Кировской области от 02 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Уржумском районе Кировской области без удовлетворения.

Председательствующий:                                                   Судьи: