31.01.2012



                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Судья Никонов К.Ф.                                              Дело № 33- 4223                                                                20 декабря 2011 года

                          

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего Погудиной Т.С.,

судей Сметаниной О.Н., Опалева О.М.,

с участием прокурора Новиковой И.В.

при секретаре Смоленцеве В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове

гражданское дело по кассационной жалобе Администрации муниципального образования «Город Киров» на решение Первомайского районного суда г.Кирова Кировской области от 25.10.2011 года, которым постановлено:

признать Распоряжение Администрации г. Кирова № от 12.07.2011 «О переводе работника» и Распоряжение Администрации г.Кирова № от 12.08.2011 «О внесении изменений в Распоряжение Администрации г. Кирова от 12.07.2011 № » незаконными.

Прекратить (расторгнуть) трудовой договор № от 01.07.2011, заключенный между администрацией г. Кирова и Гурьяновым АВ с последующими изменениями по основаниям п. 11 ст. 77 ТК РФ (нарушение установленных настоящим Кодексом или иным Федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы).

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Опалева О.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Кирова обратился в суд с иском к Администрации г. Кирова, в котором указал, что прокуратурой области проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе, соблюдении трудовых прав граждан в администрации муниципального образования «Город Киров». В соответствии с распоряжением и.о. главы администрации г. Кирова № от 01.07.2011 Гурьянов А.В. назначен на должность муниципальной службы - заместитель главы администрации, начальник территориального управления администрации г. Кирова по Октябрьскому району (далее - территориальное управление) с 04.07.2011 по 31.07.2011 на период отпуска действующего начальника территориального управления по Октябрьскому району ФИО18, которому распоряжением и.о. главы администрации г. Кирова от 30.06.2011 № на указанный период предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск. 01.07.2011 между Гурьяновым Д.Н. и представителем нанимателя - и.о. главы администрации г.Кирова заключен трудовой договор № о назначении на должность начальника территориального управления с 04.07.2011 по 31.07.2011 на период ежегодного отпуска ФИО19 В связи с болезнью заместителя начальника территориального управления ФИО20 и.о. главы администрации г. Кирова издано распоряжение от 12.07.2011 № об отзыве ФИО21 из отпуска с 11.07.2011 с его согласия. Гурьянов А.В. распоряжением и.о. главы администрации г. Кирова от 12.07.2011 № в связи с отзывом из отпуска ФИО22 с 11.07.2011 переведен с должности начальника территориального управления на должность заместителя на период болезни ФИО23 11.07.2011 между Гурьяновым А.В. и представителем нанимателя в лице и.о. главы администрации г. Кирова заключено дополнительное соглашение № к трудовому договору от 01.07.2011 № , в соответствии с которым работник с 11.07.2011 переводится на должность заместителя начальника территориального управления, а пункт 2 трудового договора от 01.07.2011 № следует читать «Договор заключен на определенный срок с 04.07.2011 на период болезни ФИО24». Запись об увольнении ФИО25 с муниципальной службы внесена в трудовую книжку работника 13.09.2011. В связи с изданием распоряжения администрации г. Кирова от 12.08.2011 № в трудовой договор с Гурьяновым А.В. от 01.07.2011 № дополнительным соглашением от 12.08.2011 № внесены изменения в части изменения срока трудового договора на неопределенный срок с 13.08.2011. Соответствующее изменения в распоряжение администрации г. Кирова от 12.07.2011 № внесены распоряжением от 12.08.2011 № , где слова «на период болезни ФИО26» заменены на «постоянно». Указанные действия администрации г. Кирова по заключению бессрочного трудового договора на замещение должности заместителя начальника территориального управления администрации г. Кирова по Октябрьскому району, изданию распоряжения от 12.07.2011 № являются незаконными и нарушающими права и законные интересы неопределенного круга лиц. Должность заместителя начальника территориального управления должна замещаться на основании результатов проведенного конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы. Однако, данный порядок при заключении дополнительного соглашения от 12.08.2011 № к трудовому договору с Гурьяновым А.В. от 01.07.2011 № , издании распоряжения от 12.08.2011№, в части изменения срока трудового договора на неопределенный срок, соблюден представителем работодателя не был. Кроме того, при назначении Гурьянова А.А. на указанную должность, нарушен один из основных принципов муниципальной службы, установленный ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Кировской области от 08.10.2007 № 171-30 «О муниципальной службе в Кировской области» - профессионализма и компетентности муниципальных служащих. В соответствии с должностной инструкцией заместителя начальника территориального управления, утвержденной 12.07.2011 заместителем главы администрации г. Кирова, начальником территориального управления по Октябрьскому району, к функциям заместителя отнесены вопросы ЖКХ, благоустройства, содержания автомобильных дорог общего пользования, согласования перепланировки жилых и не жилых помещений, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и другие. Пунктом 3 перечня специализации должностей по направлениям работы в сфере ЖКХ, строительства и развития инженерной инфраструктуры имеющееся у Гурьянова А.В. высшее военное образование (по командной, тактической специализации) не предусмотрено. Кроме того, профессиональная переподготовка Гурьяновым не проходилась. Таким образом, Гурьянов А.В. не соответствует предъявляемым к указанной должности квалификационным требованиям.

На основании изложенного просил признать незаконными действия должностных лиц администрации муниципального образования «Город Киров» по изданию распоряжения от 12.08.2011 № «О внесении изменений в распоряжение администрации города Кирова от 12.07.2011 № », заключению дополнительного соглашения от 12.08.2011 № к трудовому договору с Гурьяновым А.В. от 01.07.2011 № незаконными. Обязать администрацию муниципального образования «Город Киров»
отменить распоряжение от 12.08.2011 № «О внесении изменений в
распоряжение администрации города Кирова от 12.07.2011 № »,
расторгнуть дополнительное соглашение от 12.08.2011 № к трудовому
договору с Гурьяновым А.В. от 01.07.2011 № .

Прокурор г. Кирова уточнил заявленные требования, в качестве соответчика указал Гурьянова А.В., просил признать незаконными распоряжение администрации МО «г. Киров» от 12.07.2011 № о переводе Гурьянова А.В. с должности начальника ТУ на должность заместителя с 11.07.2011, распоряжение администрации МО «г. Киров» от 12.08.2011 № «О внесении изменении в распоряжение администрации г. Кирова от 12.07.2011 № ». Прекратить (расторгнуть) трудовой договор от 11.07.2011 № в редакции от 12.08.2011 № , заключенный между администрацией МО «г. Киров» и Гурьяновым А.В.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Администрация муниципального образования «Город Киров» просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В жалобе указано на то, что при разрешении вопроса о необходимости проведения конкурса на замещение должности заместителя начальника территориального управления администрации г. Кирова неправильно применены нормы действующего законодательства регулирующие данные правоотношения. Кроме того, неверным является вывод суда, что Гурьянов А.В. не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к данной должности.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор, участвующий в деле, Шибанова Н.Е. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, считая доводы жалобы несостоятельными.

Заслушав представителя ответчика Администрации муниципального образования «Город Киров» ФИО27, заключение прокурора Новиковой И.В., указавшей о законности судебного постановления, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как следует из обжалуемого судебного акта, удовлетворяя требования прокурора суд исходил из того, что при назначении Гурьянова А.В. на должность заместителя начальника территориального управления администрации г. Кирова был нарушен порядок заключения трудового договора, а также, что Гурьянов А.В. не соответствует предъявляемым квалификационным требованиям.

Судебная коллегия находит такие выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с распоряжением и.о. главы администрации г. Кирова № от 01.07.2011 Гурьянов АВ назначен на должность муниципальной службы - заместитель главы администрации, начальник территориального управления администрации г. Кирова по Октябрьскому району (далее - территориальное управление) с 04.07.2011 по 31.07.2011 на период отпуска действующего начальника территориального управления по Октябрьскому району ФИО29, которому распоряжением и.о. главы администрации г.Кирова от 30.06.2011 № на указанный период предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск.

01.07.2011 между Гурьяновым Д.Н. и представителем нанимателя - и.о. главы администрации г. Кирова заключен трудовой договор № о назначении на должность начальника территориального управления с 04.07.2011 по 31.07.2011 на период ежегодного отпуска ФИО30

В связи с болезнью заместителя начальника территориального управления ФИО31 и.о. главы администрации г. Кирова издано распоряжение от 12.07.2011 № об отзыве ФИО32 из отпуска с 11.07.2011 с его согласия.

Гурьянов А.В. распоряжением и.о. главы администрации г. Кирова от 12.07.2011 № в связи с отзывом из отпуска ФИО33 с 11.07.2011 переведен с должности начальника территориального управления на должность его заместителя на период болезни ФИО34

11.07.2011 между Гурьяновым А.В. и представителем нанимателя в лице и.о. главы администрации г. Кирова заключено дополнительное соглашение № к трудовому договору от 01.07.2011 № , в соответствии с которым работник с 11.07.2011 переводится на должность заместителя начальника территориального управления, а пункт 2 трудового договора от 01.07.2011 № следует читать «Договор заключен на определенный срок с 04.07.2011 на период болезни ФИО35».

Распоряжением от 12.08.2011 № внесены изменения в распоряжение от 12.07.2011 № , где слова «на период болезни ФИО36» заменены на «постоянно».

В трудовой договор с Гурьяновым А.В. от 01.07.2011 № дополнительным соглашением от 12.08.2011 № внесены изменения в части изменения срока трудового договора на неопределенный срок с 13.08.2011.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Аналогичное положение закреплено и в ст. 17 Закона Кировской области «О муниципальной службе в Кировской области»

Кроме того, согласно п. 10 ч. 2 ст. 30 Устава муниципального образования «Город Киров», утвержденным решением Кировской городской Думы от 29.06.2005 N 42/19 к компетенции главы администрации города в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности администрации города отнесено, в том числе, назначение на должность и освобождение от должности в порядке, установленном настоящим Уставом, заместителей главы администрации, руководителей органов администрации города, муниципальных служащих, а также решение вопросов применения к ним мер поощрения и дисциплинарной ответственности.

Решением Кировской городской Думы от 24.11.2010 № 46/24 утверждено Положение о территориальном управлении администрации города Кирова по Октябрьскому району.

В соответствии с п. 5.3 Положения заместитель главы администрации города, начальник Территориального управления, имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности главой администрации города в установленном порядке.

Таким образом, ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта РФ, ни нормативно-правовыми актами муниципального образования не установлено, что назначение на должность муниципального служащего должно происходить в обязательном порядке на конкурсной основе.

Согласно п.п. 1.1, 1.2 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы муниципального образования «Город Киров», утвержденного решением Кировской городской Думы от 22.12.2008 № 23/24 определяет только порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, а решение о проведении конкурса принимается руководителями органов местного самоуправления, территориальных органов администрации города Кирова, муниципального органа при наличии вакантной должности муниципальной службы.

Из материалов дела не усматривается, что такое решение о проведение конкурса на замещение данной должности муниципальной службы - было принято.

При этом поступление на муниципальную службу без проведения конкурса ни в какой мере не нарушает принцип равный доступа граждан к муниципальной службе.

В ст. 9 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Аналогичные положения отражены в ст. 9 Закона Кировской области от 08.10.2007 № 171-ЗО «О муниципальной службе в Кировской области». Кроме того в указанной статье установлено, что квалификационные требования к должностям муниципальной службы устанавливаются в соответствии с группами должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, определенных настоящим Законом в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Решением Кировской городской Думы от 28.11.2007 N 9/35 «О должностях муниципальной службы органов местного самоуправления муниципального образования «Город Киров» установлено, что должность заместитель начальника управления относится к главной должности (раздел 2).

Постановлением главы администрации города Кирова от 04.03.2008 N 899-П утверждено Положение о квалификационных требованиях, необходимых для замещения должностей муниципальной службы в администрации города Кирова.

Согласно п. 1.2 положение устанавливает общие квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной (государственной) службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей в соответствии с классификацией по группам должностей муниципальной службы. Конкретные квалификационные требования и специализация к отдельно взятой должности муниципальной службы, включенной в штатное расписание, устанавливается должностной инструкцией, утвержденной в установленном порядке.

В п. 2.1.1 Положения определено, что к уровню профессионального образования устанавливаются следующие требования: для высших, главных и ведущих должностей муниципальной службы - наличие высшего профессионального образования по специализации должностей или высшее профессиональное образование с соответствующей профессиональной переподготовкой.

В соответствии с п. 2.1 должностной инструкции заместителя начальника территориального управления, утвержденной 12.07.2011 заместителем главы администрации г. Кирова, начальником территориального управления по Октябрьскому району лицо назначаемое на эту должность может иметь высшее военное образование.

Как усматривается из материалов дела, Гурьянов А.В. такое образование имеет (в 1982 окончил Московское высшее общевойсковое командное училище).

Следовательно, вывод суда о несоответствии его образования квалификационным требованиям к должности заместителя начальника территориального управления по Октябрьскому району г. Кирова является ошибочным.

Таким образом, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ влечет отмену оспариваемого судебного постановления.

Поскольку основания для направления настоящего дела на новое рассмотрение отсутствуют, коллегия полагает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора г. Кирова о признании распоряжения Администрации г. Кирова № от 12.07.2011 «О переводе работника» и Распоряжение Администрации г. Кирова № от 12.08.2011 «О внесении изменений в распоряжение Администрации г. Кирова от 12.07.2011 № » незаконными, прекращении (расторжении) трудового договора № от 01.07.2011, заключенный между администрацией г. Кирова и Гурьяновым Андреем Васильевичем.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 25.10.2011 года отменить.

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Кирова о признании распоряжение Администрации г. Кирова № от 12.07.2011 «О переводе работника» и распоряжение Администрации г. Кирова № от 12.08.2011 «О внесении изменений в распоряжение Администрации г. Кирова от 12.07.2011 № » незаконными, прекращении (расторжении) трудового договора № от 01.07.2011, заключенный между администрацией г. Кирова и Гурьяновым АВ - отказать.

         Председательствующий:                             Судьи: