24.05.2012



Судья Шевнина Г.Г.                                                              Дело № 33- 906                                                   

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ     ОПРЕДЕЛЕНИЕ

          Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего Ворончихина В.В.            

судей                                  Лысовой Т.В., Аносовой Е.Н.

при секретаре                    Калабиной А.Н.        

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Кирове 11 апреля 2012 года              гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Санчурского муниципального района Кировской области на решение Санчурского     районного суда от 14 февраля 2012 года, которым постановлено об удовлетворении исковых требований прокурора Санчурского района, взыскании с администрации Санчурского муниципального района за счет казны муниципального образования «Санчурский муниципальный район Кировской области» в пользу Чернышевой С.В. денежных расходов на оплату услуг по отоплению и освещению занимаемого ей жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты>

Заслушав доклад судьи областного суда Лысовой Т.В., судебная коллегия

установила:

         

Прокурор Санчурского района в интересах Чернышевой С.В. обратился в суд с иском к администрации МО «Санчурский район Кировской области» о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг. В обоснование требований указал, что Чернышева С.В., проживает в <адрес>, работает с <дата> по настоящее время в должности акушерки женской консультации МУЗ «<данные изъяты>». В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в редакции, действовавшей до 01.01.2005, она пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением до декабря 2004 года включительно. С 01.01.2005 Чернышевой С.В. выплачивалась частичная компенсация по оплате коммунальных услуг, за период с <дата> по <дата> ей была начислена компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере <данные изъяты> в том числе за 2009 год - <данные изъяты>., за 2010 год - <данные изъяты> руб., за январь-октябрь 2011 года <данные изъяты>. За период с <дата> по <дата> Чернышева С.В., проживая в неблагоустроенном доме с печным отоплением за счет собственных средств оплатила коммунальные услуги по отоплению своего жилья (покупка дров в размере <данные изъяты>., из них за 2009 год - <данные изъяты>., за 2010 год - <данные изъяты> за 2011 год <данные изъяты>. Из данной суммы подлежит возмещению согласно нормативам потребления и установленным предельным розничным ценам на дрова <данные изъяты>. (из расчета по <данные изъяты> в год: 2009 г. - <данные изъяты>. за 1 складочный куб.м., 2010 год - <данные изъяты> руб. за 1 складочный куб.м., 2011 год - <данные изъяты>. за 1 складочный куб.м.). За освещение жилья за указанный период Чернышева С.В. оплатила <данные изъяты>. Таким образом, всего за коммунальные услуги ею уплачено <данные изъяты>., к оплате, исходя из установленных нормативов, подлежит <данные изъяты>., <данные изъяты> ей было возмещено. Следовательно, к оплате подлежит <данные изъяты>. За указанный период затраты на коммунальные услуги по отоплению и освещению жилого помещения Чернышевой С.В. не компенсировались. Просит взыскать в пользу Чернышевой С.В. затраты, понесенные ею по оплате коммунальных услуг с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты>

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Санчурского муниципального района Кировской области просит об отмене решения и признании ее ненадлежащим ответчиком. Представителем ответчика приведены доводы о не отнесении вопросов социальной поддержки медицинских работников к вопросам местного значения муниципального района в силу ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Указано на то, что передача отдельных государственных полномочий Российской Федерации на другой уровень власти должна сопровождаться передачей нижестоящим бюджетам финансовых средств, необходимых для осуществления соответствующих полномочий, а при недостаточности таких средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета, взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от включения расходов в бюджет субъекта РФ.

Прокурор Санчурского района Кировской области представил возражения на жалобу, в которых указал на поступление денежных средств из федерального бюджета в область и район для компенсации расходов медицинских работников за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение в рамках нормативно - правовых актов. В Кировской области таким актом является закон Кировской области от 03.11.2004 №267-ЗО.

Участники процесса о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, Администрация КОГБУЗ «<данные изъяты>», Чернышева С.В., просят рассмотреть дело без их участия, решение оставить без изменения.

Заслушав Главу администрации Санчурского муниципального района Кировской области Попову Т.В., представителя администрации Санчурского муниципального района Мальчукову А.В., прокурора Новикову И.В., поддержавших соответственно доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. до 01.01.2005) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. Пунктом 50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, ст.62 дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ, те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

Законом Кировской области от 03.11.2004 №267-ЗО фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Размер частичной компенсации в 2007 году установлен 117 рублей ежемесячно, в 2008 году - 137 рублей ежемесячно, в 2009 году - 400 рублей в месяц.

В соответствии с действующим с 01.01.2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления.

Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.

Пункт 1 ст.153 названного закона указывает на то, что лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом.

Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего ФЗ нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Таким образом, Закон Кировской области №267-ЗО не освобождает муниципальное образование от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствии с ч.6 ст.63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» за счет бюджета органа местного самоуправления. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников.

Как установлено, до настоящего времени, меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, МО «Санчурский район Кировской области» не установлены.

Отсутствие у муниципального образования необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан, так как обязанность по финансированию соответствующих льгот и компенсаций не ставится в зависимость от наличия соответствующих финансовых средств.

МУЗ «<данные изъяты>», в которой с 1992 года работает Чернышева С.В. являлось и является муниципальной организацией здравоохранения, учредителем которого до <дата> являлась администрация Санчурского района Кировской области. Чернышева С.В. проживает в частном доме общей площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес> в котором имеется печное отопление.

При расчете компенсации коммунальных услуг необходимо принимать во внимание нормативы потребления твердого топлива, установленные решением Санчурской поселковой Думы Санчурского района Кировской области второго созыва от 27.02.2009 №16/70, согласно которому потребление твердого топлива в расчете на 1 кв.м. общей площади составляет 0,45 кубическим метров в складочном измерении на год (на 2009, 2010) и утвержденный Постановлением Правительства Кировской области от 05.04.2011№ 97/118 норматив отопления на 2011 год - 0,39куб.м.

Предельные (максимальные) розничные цены на твердое топливо, реализуемое населению на территории Кировской области, в том числе в Санчурском районе установлены решением правления региональной службы по тарифам Кировской области и составили в 2009 году 460 руб. за складочный куб.м., в 2010 году - 450 руб., в 2011 году - 495 руб.

Материалами дела подтверждено, что истцом, в период с <дата> по <дата> оплачено за отопление и освещение <данные изъяты>. Согласно нормативам потребления дров и с учетом предельной стоимости 1 куб.м. дров к возмещению подлежит сумма <данные изъяты>

Из дела следует, что Чернышевой С.В. из областного бюджета была произведена частичная компенсация коммунальных услуг в 2009 г., 2010 г., 2011 г. на сумму <данные изъяты> в этой связи, подлежат возмещению расходы за период 2009 - 2011 годы в размере <данные изъяты>

Довод жалобы о том, что администрация Санчурского муниципального района Кировской области является по данному делу ненадлежащим ответчиком, а взыскание соответствующей компенсации должно происходить с Российской Федерации, судебная коллегия не разделяет, поскольку обязанность по предоставлению данной меры социальной поддержки в силу прямого указания закона возложена на органы местного самоуправления.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.06.2004 № 12-П указал, что бюджет каждого территориального уровня как инструмент реализации финансовой политики государства служит для распределения и перераспределения финансовых ресурсов на определенной территории, посредством чего происходит финансовое обеспечение публичных функций, а сами бюджетные отношения выступают в таком случае существенным элементом социально-экономического развития государства и муниципальных образований. В Постановлении еще раз подчеркивается, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности соответствующих бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам иного уровня.

С учетом изложенного, вывод суда об удовлетворении иска, коллегия находит правомерным.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Санчурского районного суда Кировской области от 14 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий                       Судьи: