Судья Никонов К.Ф. Дело № 33-1505/2012 31 мая 2012 года АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе: председательствующего судьи Шевченко Г.М., судей Обуховой С.Г., Мартыновой Т.А., при секретаре Смоленцеве В.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционному представлению Прокурора Октябрьского района г. Кирова на решение Первомайского районного суда города Кирова от 27 марта 2012 года, которым исковые требования Прокурора Октябрьского района г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «город Киров» о возложении обязанности организовать проведение капитального ремонта выгребной ямы оставлены без удовлетворения, Заслушав доклад судьи Обуховой С.Г., выслушав прокурора Новикову И.В., представителя ответчика- администрации МО «Город Киров», судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Октябрьского района г. Кирова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Города Киров» о возложении обязанности организовать проведение капитального ремонта выгребной ямы, обслуживающей дома в пос. <адрес> г. Кирова, по ул. <адрес>. В обоснование требований указывает, чтона основании обращения <данные изъяты> прокурором была проведена проверка нарушений жилищного законодательства, по результатам которой установлено, что канализационные отходы двухэтажных домов по ул. <адрес> сливаются в выгребную яму, которая в течение многих лет нуждается в ремонте. В результате из данной ямы отходы вытекают вдоль домов и утекают в пруд, обслуживающей организацией необходимые меры по устранению неисправностей указанной ямы не принимаются. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности города канализация с выгребными ямами по ул. <адрес> находится в собственности муниципального образования г. Киров». ООО <данные изъяты> производит забор и вывоз жидких бытовых отходов из данной выгребной ямы и не несет ответственности за ее содержание, так как на обслуживание и содержание не передана. Выявленные бездействия администрации нарушают права неопределенного круга лиц на экологическую безопасность, влекут неизгладимый ущерб окружающей среде. Меры по ремонту, находящихся в неудовлетворительном состоянии и нуждающихся в капитальном ремонте выгребных ям, администраций г. Кирова не предпринимаются, что существенно нарушает права граждан как проживающих в домах № <адрес>, так и жителей окружающих домов. Просит обязать МО «г. Киров» в лице администрации г. Кирова организовать проведение капитального ремонта выгребной ямы, обслуживающей дома, расположенные по адресу: г Киров, п. <адрес> Решением Первомайского районного суда г. Кирова от 27 марта 2012 года исковые требования Прокурора Октябрьского района г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Киров оставлены без удовлетворения. С решением суда не согласен прокурор Октябрьского района г. Кирова, в апелляционном представлении полагает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что канализация с выгребными ямами по ул.<адрес> находится в собственности МО «город Киров», включена в реестр объектов муниципальной собственности города. ООО <данные изъяты> как обслуживающая организация производит забор и вывоз жидких бытовых отходов из данной выгребной ямы и не несет ответственности за ее состояние, так как на обслуживание и содержание не передана. Доказательств передачи указанного имущества, исключения из реестра, ответчиком не представлено. Считает, что муниципальным образованием «Город Киров» в лице администрации г. Кирова, как собственником, отвечающим за содержание принадлежащего ему имущества должен быть решен вопрос о проведении капитального ремонта выгребных ям.Выявленные нарушения нарушают права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду. Просит решение Первомайского райсуда г. Кирова от 27 марта 2012г. отменить. В возражениях ответчик -администрация МО «Город Киров» просит решение суда оставить без изменения, а представление прокурора- без удовлетворения. Считают, что выгребная яма, расположенная на одном земельном участке с жилыми домами, должна рассматриваться как принадлежность по отношению к главной вещи, т.е. домам. ФГУП <данные изъяты> справочно указывает, что расположенные около указанных домов по ул. <адрес>, выгребные ямы не являются объектом капитального строительства и предназначены для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома. Выгребные ямы не являются недвижимым имуществом и технической инвентаризации не подлежат. Они включаются в технический паспорт домовладения. Полагает, что выгребные ямы являются общим имуществом собственников жилых домов, принимать решение о проведении капитального ремонта могут только собственники на общем собрании собственников жилых домов, бремя содержания общего имущества должны нести все собственники в силу ст. 30 ЖК РФ. В судебном заседаним суда апелляционной инстанции прокурор Новикова И.В. доводы апелляционного представления поддержала, просит решение Первомайского райсуда г. Кирова от 27 марта 2012г. отменить, вынести новое решение, исковые требования прокурора Октябрьского района г. Кирова удовлетворить. Представитель ответчика- администрация муниципального образования «Город Киров»- Макаренко Д.П., по доверенности, поддерживает доводы, изложенные в возражениях, считает, что выгребная яма относится к общему имуществу жилых домов, собственники жилых помещений в которых должны нести бремя содержания общего имущества. Постановлением от 02.04.2012г. из состава казны муниципального образования исключены выгребные ямы в связи с их принадлежностью к общему имуществу. Представитель 3-е лица ООО ЖХ «Московский тракт» извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, не явились, просят рассмотреть апелляционное представление в их отсутствие. Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе и возражениях на нее, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему: Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения коллективных жалоб жильцов по ул. <адрес> на длительное затопление канализационными отходами пришедшей в негодность выгребной ямы, обслуживающей дома № <адрес> прилегающих к жилым домам территорий, попадания канализационных отходов в пруд, нарушается экологическая безопасность неопределенного круга лиц, проживающих в пос. <адрес> города Кирова, отрицательно сказывается на здоровье проживающих. Как следует из выписки из реестра объектов муниципальной собственности города Кирова, канализация с выгребными ямами в кирпично-блочном исполнении по ул. <адрес>, длиной 145 м. включена в реестр муниципальной собственности на основании постановления ВС РФ «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную, собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» № № от 27.12.1991г. Между МУ Управлением жилищного хозяйства г. Кирова как представителем собственника помещений- МО «Город Киров» в жилых домах по ул. <адрес> и ООО <данные изъяты> 31.05.2006г. заключены договоры управления многоквартирным домом, по условиям которого управляющая компания производит забор и вывоз жидких бытовых отходов из выгребной ямы. В ответ на обращения граждан, Территориальное управление по Октябрьскому району 20.04.2009г. сообщило, что проведенным обследованием установлена необходимость капитального ремонта выгребной ямы, ввиду ее ветхости. Из представленных справок ФГУП <данные изъяты> следует, что выгребные ямы не являются объектом капитального строительства, технической инвентаризации не подлежат и предназначены для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома. В соответствии с п.1 ст.1, п.1 ст.29 Устава муниципального образов «Город Киров»» муниципальное образование «Город Киров» - городское поселение, наделенное статусом городского округа Законом Кировской области «Об установлении границ муниципальных образований Кировской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения». Администрация города Кирова является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кировской области. Часть 3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа. В силу п. 3 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Поскольку канализация с выгребными ямами подлежала передаче в муниципальную собственность в соответствии с Приложением № 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» как жилищный фонд, находящийся в управлении местной администрации, равно как и объекты инженерной инфраструктуры городов, и была включена в реестр муниципальной собственности, судебная коллегия приходит к выводу, что муниципальное образование как собственник имущества должен был организовать капитальный ремонт выгребных ям. При этом судебная коллегия учитывает, что канализация с выгребными ямами принята в муниципальную собственность до введения в действие Жилищного кодекса РФ, которым определен состав общего имущества собственников жилых помещений многоквартирного дома и с этого времени технический учет общего имущества собственников помещений в жилом доме не производился, его состав не определялся. На дату рассмотрения дела указанные выгребные ямы в составе канализации являлись муниципальной собственностью и в составе канализации включены в реестр объектов муниципальной собственности. Следовательно, обязанность по организации капитального ремонта выгребной ямы в составе канализации, как собственника имущества, а также исходя из полномочий, предусмотренных законом, лежит на администрации муниципального образования. В соответствии с ч.2 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В результате отсутствия организационных мероприятий нарушаются права жильцов близлежащих домов, расположенных в зоне утечек бытовых отходов выгребной ямы на экологическую безопасность, благоприятную окружающую среду. Из представленного постановления и.о. главы администрации города Кирова от 02.04.2012г. № № следует, что из состава казны муниципального образования выгребные ямы по адресам: ул. <адрес> исключены в связи с их принадлежностью к общему имуществу в многоквартирных домах. В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом. Основания прекращения права собственности предусмотрены ст. 235 ГК РФ. Исключая имущество из реестра муниципальной собственности, данных о его передаче новому законному владельцу в установленном порядке, ответчик не предоставил. Доводы представителя ответчика со ссылкой на нормы жилищного законодательства о том, что указанные объекты не могли быть включены в муниципальную собственность, не принимаются судебной коллегией, поскольку в муниципальную собственность передается жилой фонд и инженерная инфраструктура и после передачи в муниципальную собственность собственники жилых помещений вправе определить форму управления в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем, как следует из данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, муниципальное образование является собственником отдельных жилых помещений в указанных жилых домах, следовательно, как сособственник общего имущества, должно определять объем общего имущества в соответствии со ст. 36 ЖК РФ и организовать проведение капитального ремонта общего имущества жилого дома в соответствии с полномочиями, предусмотренными законом. Судебная коллегия приходит к выводу, что суд 1 инстанции не учел указанных положений федерального законодательства, определяющего полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и вопросов местного значения городского округа в области обращения с отходами, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Прокурора Октябрьского района г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц. Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 27 марта 2012 года - отменить. Вынести новое решение. Исковые требования Прокурора Октябрьского района г.Кирова в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации организовать проведение капитального ремонта выгребной ямы, обслуживающей жилые дома по адресам: пос. <адрес>, Октябрьского района г. Кирова, ул. <адрес> Председательствующий: Судьи: