Судья Марушевская Н.В. Дело № 33-1870 20 июня 2012 года АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Аносовой Е.Н., судей Ждановой Е.А., Лысовой Т.В. при секретаре Шабалиной М.Е. с участием прокурора отдела прокуратуры Кировской области Шибановой Н.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 20 июня 2012 года дело по апелляционной жалобе администрации Юрьянского района Кировской области на решение Юрьянского районного суда Кировской области от 05 мая 2012 года, которым постановлено: Исковые требования прокурора Юрьянского района Кировской области в интересах Жуйковой Н.М. к администрации Юрьянского района Кировской области удовлетворить. Взыскать с администрации Юрьянского района в пользу Жуйковой ФИО9 счет казны МО «Юрьянский район» Кировской области денежные средства в размере <данные изъяты> Заслушав доклад судьи Ждановой Е.А., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Прокурор Юрьянского района Кировской области в интересах Жуйковой Н.М. обратился в суд с иском к администрации Юрьянского района о взыскании денежной компенсации за отопление и использование электроэнергии. Указал, что с <дата> по настоящее время Жуйкова Н.М. работает в КОГБУЗ «<данные изъяты>» в должности фельдшера-лаборанта, проживает в сельской местности. До 01.01.2005 она пользовалась льготой на бесплатное предоставление квартиры с освещением и отоплением как медицинский работник, проживающий и работающий в сельской местности. Ссылаясь на ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции до 2005 г.), Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ, Закон Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области», прокурор просил суд взыскать в пользу Жуйковой Н.М. с администрации Юрьянского района компенсацию за отопление жилого помещения и электроэнергию с учетом уточнений за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> Судом постановлено указанное выше решение. С решением суда не согласился ответчик, в апелляционной жалобе администрация Юрьянского района Кировской области просит его отменить, считая себя ненадлежащим ответчиком по делу, ссылаясь на п.50 ст.35 Федерального закона № 122-ФЗ, постановление Правительства РФ от 27.06.2003 №377, п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного РФ от 22.06.2006 №23. Указывает, что обязанность Российской Федерации по возмещению расходов обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам - медицинским работникам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.В соответствии с частью 2 статьи 15.1 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления вправе решать вопросыза счет доходов местных бюджетов, но не обязаны. Районный бюджет дефицитный на протяжении 2005-2011 гг.. Для реализации ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в указанный период времени дополнительные субвенции из областного бюджета в бюджет района не перечислялись.Изъятие из местного бюджета денежных средств для обеспечения определенной категории работников мерами поддержки,противоречит требованиям бюджетного законодательства, влечет нарушение прав других граждан. Полагает надлежащим ответчикомМинистерство финансов РФ, которое вопреки нормам процессуального законодательства не было привлечено судом к участию в деле. В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Юрьянского района просит решение Юрьянского районного суда от 05.05.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Юрьянского района Кировской области без удовлетворения. Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Шибанову Н.Е., полагавшую решение суда законным и обоснованным, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения суда. В соответствии с частью 2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции до 01.01.2005) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, статья 63 дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ, те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления. Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 данного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Он составил ежемесячно в 2009 году - 400 руб., в 2010 - 400 рублей, в 2011- 460 руб. В соответствии с действующим с 01.01.2005 законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на органы местного самоуправления. Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств. Пункт 1 статьи 153 названного Закона указывает на то, что лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом. Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31.12.2004. Таким образом, действие Закона Кировской области № 267-ЗО не освобождает муниципальное образование от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствии с ч.6 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан за счет бюджета органа местного самоуправления. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников. До настоящего времени, меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, муниципальным образованием «Юрьянский район Кировской области» не установлены. Из материалов дела следует, что Жуйкова Н.М., проживающая в ЗАТО Первомайский, работает в должности фельдшера-лаборанта в <данные изъяты> с <дата> по настоящее время, которая согласно Уставу, утвержденному распоряжением администрации Юрьянского района от <дата> №-р, являлось в период спорных отношений, муниципальной организацией здравоохранения. Учредителем и собственником данного лечебно - профилактического учреждения была администрация Юрьянского района Кировской области. Распоряжением Правительства Кировской области от <дата> № с <дата> из собственности муниципального образования «Юрьянский муниципальный район» принято в собственность Кировской области МБЛПУ «<данные изъяты> В связи с этим администрация Юрьянского района, в ведении которой находилось МБЛПУ «<данные изъяты>» до <дата>, в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников обязана была осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечить предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с соблюдением требований Федерального закона № 122-ФЗ о сохранении прежнего уровня их социальной незащищенности в жилищно-коммунальной сфере. Отсутствие у муниципального образования необходимых финансовых средств не должно повлечь нарушение прав указанной категории граждан, так как обязанность по финансированию соответствующих льгот и компенсаций не ставится в зависимость от наличия соответствующих финансовых средств. Материалами дела подтверждено уточненное требование истца о взыскании с администрации Юрьянского района за период с <дата> по <дата> понесенных Жуйковой Н.М. затрат по оплате услуг по отоплению и оплате потребленной электроэнергии по установленным нормативам за вычетом произведенной ей частичной компенсации данных расходов в размере <данные изъяты> Правильность расчета ответчиком подтверждена. При таких обстоятельствах суд обоснованно в соответствии с нормами действующего законодательства постановил решение о взыскании с администрации Юрьянского района за счет казны Юрьянского района Кировской области в пользу Жуйковой Н.М. денежной компенсации в указанном выше размере. Доводы жалобы о том, что администрация Юрьянского района Кировской области является по данному делу ненадлежащим ответчиком, а взыскание соответствующей компенсации должно происходить с Российской Федерации, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку обязанность по предоставлению данной меры социальной поддержки в силу прямого указания закона возложена на органы местного самоуправления. Конституционный Суд РФ в постановлении от 17.06.2004 № 12-П указал, что бюджет каждого территориального уровня как инструмент реализации финансовой политики государства служит для распределения и перераспределения финансовых ресурсов на определенной территории, посредством чего происходит финансовое обеспечение публичных функций, а сами бюджетные отношения выступают в таком случае существенным элементом социально-экономического развития государства и муниципальных образований. В постановлении подчеркивается, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы РФ. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности соответствующих бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам иного уровня. Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства постановил отвечающее нормам материального права решение. При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены или изменения состоявшегося судебного решения. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Юрьянского районного суда Кировской области от 05 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Юрьянского района - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: