Судья Малова Н.Л. Дело 33-1819 14 июня 2012 года АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе: председательствующего судьи Шевченко Г.М., судей Обуховой С.Г., Сидоркина И.Л., при секретаре Скрябиной А.К., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове дело по апелляционной жалобе представителя военного комиссариата Кировской области по доверенности Шуклиной О.А. на решение Первомайского районного суда г.Кирова от 16 апреля 2012 года, которым постановлено: Взыскать с военного комиссариата Кировской области в пользу Храмова В.Н. денежную компенсацию за поднаем жилого помещения за период с <дата> года по <дата> года <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, расходы по оплате госпошлины <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, за услуги представителя <данные изъяты> рублей, в остальной части в иске отказать. Заслушав доклад судьи Сидоркина И.Л., судебная коллегия Кировского областного суда УСТАНОВИЛА: Храмов В.Н. обратился в суд с иском к военному комиссариату Кировской области о взыскании денежной компенсации за поднаем жилого помещения. Свой иск мотивировал тем, что он является подполковником запаса, проходил военную службу по контракту, последняя должность перед увольнением с военной службы - военный комиссар города <данные изъяты>. Приказом командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа от <дата> года № № истец досрочно уволен с военной службы в запас на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями), и приказом военного комиссара Кировской области от <дата> года №№ с <дата> года исключен из списков личного состава военного комиссариата Кировской области и всех видов обеспечения. Общая продолжительность военной службы составила № лет. За всё время военной службы в Вооруженных Силах РФ жильём обеспечен не был. Он и члены его семьи должны быть обеспечены жилым помещением, так как он уволен с военной службы в запас в связи организационно-штатными мероприятиями и имеет выслугу более № лет. В состав семьи истца входят: жена ФИО16., <дата> года рождения, дети ФИО17., <дата> года рождения, ФИО18., ФИО19 года рождения. Жилищная комиссия ответчика признала истца и членов его семьи нуждающимися в получении жилья и поставила на очередь нуждающихся в жилплощади военнослужащих военного комиссариата Кировской области (протокол заседания жилищной комиссии военного комиссариата Кировской области от <дата> года №№). В связи с рождением дочери ФИО20 жилищная комиссия включила её в состав семьи истца для получения жилой площади (протокол заседания жилищной комиссии военного комиссариата Кировской области от <дата> года № №). Во время прохождения военной службы истец и члены его семьи были зарегистрированы по месту службы, по адресу военного комиссариата - <адрес>. <дата> года с ФИО21. был заключен договор найма жилого помещения по адресу: <адрес>, сроком до <дата> года, за плату за проживание ежемесячно <данные изъяты> рублей. Согласно договору, в случае согласия сторон срок договора продлевает на неопределённый срок. Во время прохождения военной службы истец изъявил желание стать участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, и после увольнения с военной службы получил на себя и членов семьи Государственный жилищный сертификат, а <дата> года получил жилое помещение на себя и членов своей семьи. С <дата> года расторгнут договор найма жилого помещения с ФИО22 После увольнения с военной службы, истец по трудовому договору работает в должности начальника отдела военного комиссариата <данные изъяты>. До даты исключения истца из списков личного состава военного комиссариата Кировской области (<дата> года), по месту военной службы он получал денежную компенсацию за поднаем жилья в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно, с <дата> года ответчик перестал выплачивать компенсацию и не выплачивал её по <дата> года. Истец обратился с заявлением к ответчику с просьбой выплатить данную компенсацию с приложением необходимых документов, поскольку он имел право на денежную компенсацию за наем жилья в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно, так как с ним проживало 3 члена семьи. За период с <дата> года по <дата> года, за январь <дата> года - за <дата> дней, за март <дата> года - за <дата> дней, всего <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. По мнению ответчика, истец, как военнослужащий, уволенный с военной службы, исключённый из списков личного состава <дата> года, состоявший в списках нуждающихся в получении жилого помещения в военном комиссариате Кировской области, с <дата> года не имеет права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения. Истец просил взыскать денежную компенсацию за поднаем жилого помещения за период с <дата> года по <дата> года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек и оплате услуг адвоката в сумме <данные изъяты> рублей. Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше. С решением суда не согласен представитель военного комиссариата Кировской области по доверенности Шуклина О.А., в жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права, ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения. Указывает, что истец был включен в список очередников на получение жилья после <дата> года, из списков личного состава исключен, в связи с чем не подпадает под категорию лиц имеющих право на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, ставит под сомнение подлинность представленного истцом договора найма жилого помещения. В судебном заседании представитель военного комиссариата Кировской области по доверенности Шуклина О.А. поддержала доводы апелляционной жалобы. Истец Храмов В.Н., полагая решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Третье лицо ФКУ «ОФО Минобороны РФ по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области», извещенный надлежащим образом и своевременно о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, поступило ходатайство о рассмотрении дела по апелляционной жалобе без участия представителя ФКУ. Проверив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения суда. Судом установлено и из материалов дела следует, что приказом командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа от <дата> года № № истец был досрочно уволен с военной службы в запас на основании п.п. «в» п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями), и приказом от <дата> года № № исключен из списков личного состава военного комиссариата и всех видов обеспечения с <дата> года. Общая продолжительность военной службы составила № лет. За время военной службы в Вооруженных Силах РФ истец и члены его семьи в установленном порядке жильём обеспечены не были. В состав семьи истца входят: жена ФИО23., <дата> года рождения, дети ФИО24., <дата> года рождения, ФИО25., <дата> года рождения. Истец и члены его семьи были зарегистрированы по месту службы истца - военного комиссариата по адресу: <адрес>. <дата> года между истцом и ФИО26. был заключен договор найма жилого помещения по адресу: <адрес>, на срок до <дата> года, плата по договору ежемесячно составляла <данные изъяты> рублей. Жилищная комиссия военного комиссариата Кировской области признала истца и членов его семьи нуждающимися в получении жилья и поставила на очередь нуждающихся в жилплощади военнослужащих военного комиссариат Кировской области (протокол заседания жилищной комиссии военного комиссариата Кировской области от <дата> года № №). В связи с рождением дочери ФИО27 жилищная комиссия военного комиссариата Кировской области включила её в состав семьи истца для получения жилой площади (протокол заседания жилищной комиссии военного комиссариата Кировской области от <дата> года № №). Во время прохождения военной службы истец стал участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, уже после увольнения с военной службы получил на себя и членов семьи Государственный жилищный сертификат, <дата> года его реализовал, приобрел жилое помещение на себя и членов своей семьи. <дата> года истец расторг договор найма жилого помещения с ФИО28 Отказывая истцу в выплате компенсации и возражая против заявленных требований, ответчик ссылался на то, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ организациях, тогда как истец к данной категории граждан не относится, состоял на учете по последнему месту службы, а не в муниципальном образовании, из списков личного состава исключен <дата> В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно положениям абз. 2 п. 1 ст. 15 указанного Закона военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства. В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона. Согласно п. 13 ст. 15 указанного Закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет. Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства обеспечиваются жилым помещением федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Также указанной нормой (абз. 2 п. 14 ст. 15) предусмотрено при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Определенная указанной нормой ст. 15 Закона дата постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях (органах местного самоуправления) - 01.01.2005 г. связана с изменением формы обеспечения жильем. Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007 г. N 5-П пункты 2 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой на его основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 г., в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет. При этом указано на то, что с учетом положений статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ с 1 января 2005 года граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципального жилья, сохранили лишь право на получение государственных жилищных сертификатов как единственно возможную для них форму обеспечения жильем, тогда как те из них, кто был уволен либо подлежит увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, могут обеспечиваться жильем либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, в частности посредством приобретения для них жилых помещений федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета. При этом законодатель освободил органы местного самоуправления с 1 января 2005 года от обязанности предоставлять в трехмесячный срок жилье из муниципального фонда по договору социального найма гражданам, уволенным с военной службы, и возложил обязанность по их обеспечению жильем за счет федерального бюджета на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Установлено, что положения пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), вводящие для граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой увольнения с военной службы ограничения в формах обеспечения жильем по сравнению с гражданами, уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, нарушают закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат ее статье 19 (часть2), согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченным жилым помещением в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, согласно которому, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления). Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 установлен предельный размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилых помещений, а также условия и размеры его повышения. Согласно п. 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам. Решением ВК Верховного Суда РФ от 5 сентября 2008 г. N ВКПИ08-53, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. N КАС08-566, пункт 4 настоящего Положения признан не действующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005 г., которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам. Указанные положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающие выплату компенсации за наем жилого помещения, предусматривают для военнослужащих и военнослужащих, уволенных с военной службы жилыми помещениями, не обеспеченных при увольнении с военной службы жилыми помещениями, при перемене места жительства гарантии конституционного права на жилище - до момента фактической реализации ими данного права. Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.02.2012 N 3-П абзац второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40 и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с датой их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, лишает тем самым граждан, поступивших на военную службу до 1 января 2005 года и принятых на соответствующий учет после этой даты, возможности получения данной меры социальной поддержки на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые были приняты на учет до 1 января 2005 года. Как указано в названном Постановлении (п. п. 3, 3.1), согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих", устанавливающему основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац первый пункта 1 статьи 15). При этом для лиц, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, названный Федеральный закон предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций на период до обеспечения их жилыми помещениями, включая ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, предоставляемую за счет средств федерального бюджета (пункт 14 статьи 15). Тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке данной категории граждан, уволенных с военной службы, что не снимает с него обязанности по обеспечению фактической реализации этими гражданами конституционного права на жилище в установленных законом формах. Мера социальной поддержки граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, в виде ежемесячной выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений носит, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 февраля 2010 года N 3-П, исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые они вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилье в период до выполнения государством взятого на себя обязательства. Несмотря на то что само по себе право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений непосредственно в Конституции Российской Федерации не закреплено, федеральный законодатель при определении круга лиц, которым данное право предоставляется, не освобождается от обязанности соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Согласно изложенной правовой позиции Конституционного Суда РФ мера социальной поддержки граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, в виде ежемесячной выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений имеет своим предназначением возмещение расходов, которые они вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилье в период до выполнения государством взятого на себя обязательства. С учетом вышеизложенных положений нормативных правовых актов и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением, и такая компенсация выплачивается до обеспечения указанного лица жилым помещением, в связи с чем отсутствуют основания для отказа истцу в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения до фактического обеспечения жилым помещением как лицу, признанному в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении и уволенному без предоставления такого жилого помещения с сохранением обязанности государства обеспечить его жилым помещением по последнему месту военной службы. При этом право истца на получение ежемесячной денежной компенсации не может быть связано с датой принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также с тем, поставлен ли истец на учет по последнему месту службы или в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта. В противном случае будет иметь место неравное положение истца с иными лицами, относящимися к той же категории, что недопустимо в силу ч. 2 статьи 19 и ч. 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. В связи с изложенным доводы ответчика о том, что истец был включен в список очередников на получение жилья после 01.01.2005 года, из списков личного состава исключен, не могут являться основанием к отказу в выплате спорной компенсации. С учетом изложенного и согласно требованиям Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, суд правомерно взыскал в пользу истца компенсацию за наем жилого помещения за спорный период. В связи с удовлетворением заявленных истцом требований, согласно положениям ст. 98 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд правильно распределил судебные расходы, взыскав в пользу истца понесенные им судебные расходы по уплате госпошлины. Удовлетворяя в части требования о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, суд исходил из характера спорных правоотношений, степени участия представителя заявителя при рассмотрении спора по существу, длительности рассмотрения дела, и обоснованно взыскал в пользу заявителя <данные изъяты> рублей, с чем не может не согласиться судебная коллегия, поскольку вывод сделан с учетом конкретных обстоятельства дела и требований разумности. Приложенная к апелляционной жалобе копия договора найма жилого помещения принята во внимание быть не может, поскольку данное доказательство в суд первой инстанции не представлялось. Заявитель не указывает обстоятельства, по которым он не имел возможность представить доказательства иной оценки в суд первой инстанции. В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции оценивает дополнительно представленные доказательства в том случае, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции. Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом исследования и оценки суда. В решении приведены нормы права, на основании которых сделаны выводы по делу, и оснований считать, что они неправильно применены или истолкованы, не имеется. Доводы ответчика направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а поэтому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения. При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения. Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия Определила: Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 16 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: