Судья Земцов Н.В. Дело № 33-1953 11 июля 2012 года АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе: председательствующего судьи Носковой Г.Н., судей Бакиной Е.Н., Маркина В.А., при секретаре Зайцевой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 11 июля 2012 года гражданское дело по иску Бессолицыной ФИО9 к администрации Оричевского района Кировской области, муниципальному образованию Оричевский район о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии, поступившее по апелляционной жалобе администрации Оричевского района Кировской области на решение Оричевского районного суда Кировской области от 03 мая 2012 года, которым постановлено: взыскать с администрации Оричевского района Кировской области за счёт казны муниципального образования «Оричевский район Кировской области» в пользу Бессолицыной ФИО10 убытки в сумме <данные изъяты>. Взыскать с администрации Оричевского района Кировской области в доход государства государственную пошлину в сумме <данные изъяты>. Заслушав доклад судьи Маркина В.А., судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Оричевского района Кировской области, муниципальному образованию «Оричевский район» о взыскании денежной компенсации за отопление и использование электроэнергии в сумме <данные изъяты>. В обосновании своих требований указала, что с <дата> по <дата> работала в <данные изъяты> в должности старшей медсестры, с <дата> находится на пенсии.Согласно статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ее прежней редакции до 2005 года) предусматривалось право медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. До 01 января 2005 года медицинские работники указанной больницы пользовались этим правом, в том числе и она. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилья с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, был внесен ряд изменений. В частности, её часть вторая, закреплявшая право врачей, провизоров и работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, признана утратившей силу. Одновременно с ней введена часть шестая, согласно которой, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются органами местного самоуправления. В соответствие с действующим с 1 января 2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления. Однако до настоящего времени меры социальной поддержки для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения в районе не установлены. За период с <дата> включительно, когда она должна была пользоваться указанными льготами, ею оплачено за отопление жилья - <данные изъяты>, за электроэнергию с <дата> - <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>. Ей компенсированы расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с <дата> в сумме <данные изъяты>. Разница между уплаченными ею денежными средствами и выплаченной компенсацией составляет <данные изъяты>. Оричевским районным судом Кировской области постановлено решение от 03 мая 2012 года, которым заявленные требования удовлетворены частично. В апелляционной жалобе Глава администрации Оричевского района Ворончихин И.А. просит отменить решение суда и принять новое решение. Указывает, что федеральное законодательство не сохранило для медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения ранее предоставляемые в натуре льготы. Согласно преамбуле Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств. Установление комплекса мер социальной поддержки для работников муниципальных учреждений здравоохранения является полномочием органов местного самоуправления. В соответствии с п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления является утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. Администрация района уполномочена исполнять решения Оричевской районной Думы. Меры социальной поддержки для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения представительным органом муниципального образования Оричевский район не установлены. Администрация Оричевского района является муниципальным учреждением, которое осуществляет исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с законодательством. Финансирование учреждения осуществляется по смете. Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Вопросы местного значения установлены Федеральным законом от 05.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. От истца поступили письменные возражения на жалобу, в которых она просила оставить решение районного суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующему. Установлено, что Бессолицына С.С. работала с <дата> по <дата> в <данные изъяты> в должности медицинской сестры, с <дата> находится на пенсии. Зарегистрирована и проживает в пгт. <адрес>. Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ часть вторая статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратила силу. В то же время статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, действовавших до 1 января 2012 года, Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года была дополнена частью шестой, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране», в соответствии с пунктом 21 которого за перешедшими на пенсию врачами и средним медицинским персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохранялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, если их общий стаж работы в сельской местности и рабочих поселках составлял не менее 10 лет, было признано недействующим на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года № 625, т.е. до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. Как следует из справки Администрации Мирнинского городского поселения от <дата> №, до <дата> Бессолицыной С.С., как медицинскому работнику, работавшему и проживающему в сельской местности, были установлены и предоставлялись льготы в виде предоставления жилого помещения с бесплатным отоплением, электроэнергией и содержанием жилья. Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 4 мотивировочной части Определения от 01.03.2007 года № 129-О-П указал, что должна обеспечиваться стабильность социальной защиты указанной категории граждан и поддержание доверия к действиям государства, которое не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, - влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Согласно преамбуле Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств. Однако до настоящего времени такие меры социальной поддержки для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе перешедших на пенсию, на территории Оричевского района не приняты. Данное обстоятельство не должно нарушать прав истца на получение мер социальной поддержки в полном объеме с 1 января 2005 года. Судом установлено, что Бессолицыной С.С. за период с<дата> по <дата> включительно, когда она должна была пользоваться указанными льготами, оплачено за отопление жилья - <данные изъяты>, за потребленную электроэнергию - <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>. С учетом полученной компенсации расходов за жилищно-коммунальные услуги в сумме <данные изъяты>, разница между затраченными истцом денежными средствами и выплаченными ей компенсациями составляет <данные изъяты>. В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Согласно статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Согласно статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причинённый гражданину, в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. Согласно статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Доводы жалобы о разграничении полномочий и самостоятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Оричевский район Кировской области» не освобождают казну последнего от возмещения убытков, причиненных неправомерным бездействием относительно сохранения медицинским работникам, в том числе перешедшим на пенсию, прежнего уровня социальной обеспеченности и принятия для этого соответствующих мер. Таким образом, оснований для отмены решения в части взыскания с администрации Оричевского района Кировской области за счёт казны муниципального образования «Оричевский район Кировской области» в пользу Бессолицыной С.С. убытков в <данные изъяты> не установлено. Вместе с тем судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда, исключив указание на взыскание с администрации Оричевского района Кировской области в доход государства государственной пошлины, поскольку в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Оричевского районного суда Кировской области от 03 мая 2012 года изменить, исключив указание на взыскание с администрации Оричевского района Кировской области в доход государства государственной пошлины. В остальной части решение Оричевского районного суда Кировской области от 03 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Оричевского района Кировской области - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: